Кровопусков виктор алексеевич фехтование 4 золота. Кровопусков Виктор


«Более полутора десятков лет в сабельном фехтовании первые роли принадлежат советским спортсменам, среди которых было много ярких звезд. Пожалуй, наиболее ярко засияла в последние пять-шесть лет звезда первой сабли мира Виктора Кровопускова».
«Экип», 25 сентября 1980 г.

Казалось, в этот вечер в фехтовальном зале футбольно-легкоатлетического комплекса ЦСКА все было как всегда: внимание зрителей, до отказа заполнивших трибуны, приковано к приподнятой над полом дорожке; звон клинков, перемигивание цветных ламп на показателе нанесенных ударов, французская скороговорка арбитра. В этот вечер - 25 июля 1980 года - здесь разыгрывалось личное первенство Игр XXII Олимпиады по фехтованию на саблях - самом быстром, динамичном, взрывном виде оружия. Но в то же время этот вечер был не совсем обычным. Впервые за всю олимпийскую историю в финале встретились два ученика одного тренера. Мало того, два очень близких друга, два спарринг-партнера, которые всегда тренируются вместе. Это Виктор Кровопусков и Михаил Бурцев - ученики заслуженного тренера СССР, заслуженного мастера спорта Марка Ракиты.

С самого начала и до последнего боя лидерство удерживал Михаил Бурцев. Он обыграл всех соперников, в том числе и Кровопускова. Все были убеждены, что чемпионом станет именно он.


Но ведь недаром Кровопусков славится крепкими нервами и отличными бойцовскими качествами. Он спокойно и расчетливо заставил капитулировать одного за другим всех остальных своих соперников. Бурцев же проиграл последний поединок известному венгерскому саблисту Имре Гедовари, и в результате у друзей-соперников оказалось одинаковое количество побед. Для выявления чемпиона был назначен дополнительный поединок. На дорожке Кровопусков и Бурцев. Больше всех волновался Марк Ракита, хотя причин для волнения не было: олимпийским чемпионом в любом случае становился его ученик. Сколько раз вот так они обменивались ударами на тренировках.

Но ведь сегодня олимпийский финал. И наверняка их спокойствие лишь внешнее. Победа для Кровопускова - возможность повторить достижение замечательного венгерского саблиста Рудольфа Карпати, дважды подряд выигрывавшего олимпийские игры. А для Бурцева победа - возможность сразу стать первой саблей мира. Со счетом 5:3 выиграл Виктор Кровопусков. А через четыре дня Виктор вместе с товарищами по команде вновь поднялся на высшую ступень олимпийского пьедестала почета и стал единственным советским саблистом, сумевшим на двух олимпиадах подряд выиграть четыре золотые медали. Сейчас Виктор Кровопусков обладает всеми возможными в фехтовании титулами: он олимпийский чемпион и чемпион мира, многократный победитель самых крупных международных турниров, победитель первенств и Кубков Советского Союза, Спартакиады народов СССР.


Несколько раз Международная федерация фехтования признавала его лучшим саблистом года. Советское правительство высоко оценило выдающиеся спортивные достижения и успехи Кровопускова в развитии физической культуры и спорта, наградив его высшим орденом нашей Родины - орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.

К высоким наградам и титулам Виктор шел много лет. И путь этот не был усыпан розами. Сколько титанического труда и упорства было вложено в любимое дело, сколько раз приходилось преодолевать себя, чтобы не отступить. Иногда, оглядываясь назад, Виктор, быть может, удивляется тому, как он смог пройти такой трудный путь. А может, и совсем не удивляется и с самого начала верил в то, что станет первой саблей мира.


Работа на велоэргометре - неотъемлемая часть медицинского обеспечения тренировки

Виктор Алексеевич Кровопусков (род. 29 сентября 1948, Москва, СССР) - советский фехтовальщик, саблист, заслуженный мастер спорта СССР (1976).

Биография

В 1963 году начал заниматься фехтованием в клубе «Локомотив». В 16 лет его тренером стал Л. С. Корешков. Затем перешёл к клуб ЦСКА, где тренировался под руководством Д. А. Тышлера.

В 1968 году выиграл чемпионат мира среди молодёжи.

Олимпийский чемпион 1976 и 1980 годов в личных и командных соревнованиях. В сборной СССР тренировался под руководством М. С. Ракиты. Чемпион мира 1974, 1975, 1979, 1983 и 1985 годов в командных соревнованиях, чемпион мира 1978 и 1982 годов в личных соревнованиях, чемпион СССР 1976 года в личных и командных соревнованиях. Серебряный призёр 1973, 1978, 1981 и бронзовый 1982 годов в командном первенстве. В 1979 году признан Международной федерацией фехтования лучшим саблистом мира.

Отличался быстротой реакции, сохраняя хладнокровие в решающие моменты поединка.

Окончил ГЦОЛИФК.

По окончании спортивной карьеры работал тренером в СССР, России, Японии, Иране. Ныне - тренер-преподаватель в московской спортивной детско-юношеской школе олимпийского резерва «Чертаново».

В 2006 году введен в Зал фехтовальной славы России.

Награды

  • Орден Трудового Красного Знамени (1976)
  • Орден Ленина (1980)
  • Медаль «За трудовую доблесть» (1985)

Виктор Кровопусков

(Родился в 1948 г.)

Советский фехтовальщик. Чемпион игр XXI Олимпиады в Монреале (Канада), 1976 год. Чемпион игр XXII Олимпиады в Москве (СССР), 1980 год

Друзья шутили, что фамилия у саблиста Кровопускова как нельзя лучше подходит фехтовальщику и заранее нагоняет страх на соперников. На какой-то из пресс-конференций его фамилией заинтересовалась зарубежная журналистка и попросила объяснить, не кроется ли в ней намек на агрессивность его далеких предков.

Но Виктор отшутился, сказав, что его предки были, скорее всего, лекарями. Как известно, в старину пускание крови было универсальным средством от многих болезней.

Тем не менее шутки по поводу «зловещей» фамилии Кровопускова начались сразу же, как только он пришел в секцию фехтования. Но шутки шутками, а всего через три месяца после начала занятий тринадцатилетний Виктор уже выступал на первенстве Москвы среди мальчиков своего возраста, где занял в итоге третье место.

Как и многие прекрасные саблисты - например, Виктор Сидяк, - Кровопусков оказался левшой, что всегда очень неприятно для противника, которому может показаться, что он сражается с собственным зеркальным отражением. К тому же, как сразу отметили тренеры, у Виктора оказался характер победителя. Поражений он не терпел, хотя пока побеждал далеко не всегда.

И тем удивительнее показалось тренерам неожиданное решение четырнадцатилетнего паренька бросить секцию фехтования. Прозанимался он ровно год и вдруг перестал ходить на тренировки. Друзьям ничего не объяснял, можно только догадываться, что занятия, на которых подолгу отрабатывается одно-единственное движение, показались ему скучными, а соревнования, на которых можно было показать себя во всем блеске, случались очень редко.

Но прошел год, и Виктор вернулся в секцию. Надо полагать, фехтование его все-таки зацепило, и с течением времени он понял, что без него жизнь не та. И вновь доказал тренерам, что у него есть характер. Неудачи на соревнованиях школьников Москвы, а потом и на юношеских первенствах страны случались у него частенько, но он упрямо повторял, что обязательно станет чемпионом страны.

Первый шаг к этому Кровопусков сделал в 1967 году, выиграв Всесоюзный юношеский турнир. В следующем году ему исполнилось 20 лет, и в честь этого знаменательного события Виктор завоевал в Лондоне звание чемпиона мира в молодежном первенстве.

Тогда же в его жизни произошло еще одно важное событие - он перешел в клуб ЦСКА, где его тренером стал Давид Тышлер, знаменитый специалист в фехтовании на саблях, воспитавший многих чемпионов.

За ЦСКА тогда выступали лучшие саблисты мира, олимпийские чемпионы Марк Ракита, Виктор Сидяк, Владимир Назлымов. Тренироваться вместе с ними было для молодого фехтовальщика великой честью и прекрасной школой. Однако постепенно и сам Кровопусков становился мастером. В 1972 года, накануне игр XX Олимпиады в Мюнхене, он побеждал на различных турнирах лучших саблистов мира, но. в олимпийскую сборную так и не попал.

В Мюнхене выступали его старшие товарищи. Блестящего успеха добился Виктор Сидяк, став олимпийским чемпионом в личном турнире саблистов. Для Марка Ракиты, олимпийского чемпиона 1964 и 1968 годов в командном первенстве саблистов, игры в Мюнхене были уже последними в спортивной карьере. Он был на пять лет старше Сидяка, на десять Кровопускова и уже готовился к тренерской работе.

В Мюнхене Ракита, увы, выбыл из турнира уже в предварительных состязаниях. Не повезло сборной СССР и в командном турнире, которая проиграла в финале саблистам Италии.

Когда Давид Тышлер ушел из клуба ЦСКА в институт физкультуры, где возглавил кафедру, как раз Марк Ракита стал тренером Виктора Кровопускова. Ракита готовил своего бывшего товарища по команде к победной для того Олимпиаде 1976 года в Монреале.

В финале личного турнира самые упорные бои Кровопускову пришлось вести с. Владимиром Назлымовым и, особенно, с Виктором Сидяком, чемпионом личного турнира прошлой Олимпиады. В этом поединке Кровопусков победил, нанеся решающий удар при счете 4: 4. Победа над Назлымовым была одержана со счетом 5: 3. Победил Кровопусков и всех остальных своих соперников, причем итальянец Марио-Альдо Монтано, двукратный чемпион мира, был настолько раздосадован проигрышем, что отшвырнул в сторону саблю и ударил маской об пол.

А вторую свою золотую олимпийскую медаль в Монреале Виктор Кровопусков выиграл в командном турнире саблистов, сражаясь за победу вместе со своими недавними соперниками по личному турниру Владимиром Назлымовым и Виктором Сидяком. Таким образом, они тоже стали олимпийскими чемпионами. К этому Назлымов добавил серебряную медаль за личный турнир, а Сидяк - бронзовую.

К московской Олимпиаде 1980 года Кровопусков подошел не в лучшей форме. В предыдущие годы удачи чередовались с неудачами. К тому же в 1977 году он получил тяжелую травму - порвал ахиллово сухожилие и долго восстанавливался. Правда, в следующем году сумел выиграть чемпионат мира, а в 1979 году завоевал серебряную медаль.

Начиналась Олимпиада для Кровопускова нелегко. В первом туре он занял только третье место, одержав две победы и потерпев два поражения. Но уже в следующем туре зрители вновь увидели прежнего блестящего фехтовальщика-виртуоза. Теперь Кропусков выиграл все пять боев, победив и своего старого соперника по прошлой Олимпиаде Марио-Альдо Монтано.

В финал, кроме самого Кровопускова, вышли итальянец Микеле Маффей, венгр Имре Гедёваре, два болгарина - братья-близнецы Васил и Христо Энтрополски. Компанию им составил еще один советский саблист Михаил Бурцев.

Словом, повторилась та же история, что и на прошлых Олимпийских играх: первый финальный бой Кровопускову пришлось вести со своим товарищем по команде Михаилом Бурцевым. Поединок саблистов, тренирующихся у одного тренера и прекрасно знающих друг друга, стал украшением турнира. Для Кровопускова он сложился драматично: при счете 4: 4 он пропустил решающий пятый удар. Теперь надо было побеждать всех остальных соперников. И надеяться, что Бурцев хотя ба в одном своем бою потерпит поражение.

Надежды на это, увы, таяли. Кровопусков в самом деле одерживал одну победу за другой, но то же самое делал и Михаил Бурцев.

И все-таки судьба улыбнулась Кровопускову - в последнем, решающем для себя бою Бурцев проиграл Имре Гедёвари. Теперь все должно было решиться в повторном поединке между двумя советскими фехтовальщиками. «Это был, - вспоминал потом Кровопусков, - мой самый трудный бой. Миша прекрасно знал все мои слабые и сильные стороны. Ему удалось поймать меня в начале, но при счете 1: 3 он перестроился, и в конце концов мне удалось перехитрить его».

Кровопусков выиграл бой со счетом 5: 3, хотя сначала соперник был куда ближе к победе. Золотая олимпийская медаль ускользнула от Бурцева в самый последний момент, и тем не менее побежденный нашел в себе мужество крепко обнять победителя.

Им обоим еще предстояло вместе добывать победу в командном турнире саблистов, где бок о бок с ними выступали также Виктор Сидяк и Владимир Назлымов. И вновь, как и в Монреале, Виктор Кровопусков добавил к золотой медали, завоеванной в личном турнире, вторую золотую медаль за победу в командном первенстве. Теперь он стал уже четырехкратным олимпийским чемпионом.

На игры XXIII Олимпиады 1984 года в Лос-Анджелесе Кровопусков, как и все советские спортсмены не поехал. Но продолжал одерживать победы на различных турнирах вплоть до 1986 года, когда решил, наконец, завершить свою карьеру в большом спорте.

Сейчас Виктор Кровопусков на тренерской работе, иногда выступает на турнирах ветеранов.

Судя по всему, характер победителя не изменяет ему и теперь. Так, например, недавно на шутливый вопрос корреспондента, как мог бы сложиться его гипотетический поединок с мушкетерами Дюма, четырехкратный олимпийский чемпион на полном серьезе ответил:

«У знаменитого гасконца и его друзей шансов не было бы, – и пояснил: – При всем моем уважении к мушкетерам и их искусству владения оружием, при том, что они постоянно участвовали в войнах и дуэлях, им обнажать оружие приходилось реже, чем современным спортсменам. Скажем так, боевой практики у меня побольше будет».

Из книги Все монархи мира. Западная Европа автора Рыжов Константин Владиславович

Виктор Амадей I Из Савойской династии. Король Сицилии в 1713–1720 гг. Король Сардинии в 1720-1730 гг.Ж.: 1) с 1684 г. Анна, дочь герцога Орлеанского Филиппа I (род. 1669 г. ум. 1732 г.); 2) с 1729 г. Анна Терезия, графиня Сан-Себастьяно (род. 1678 г. ум. 1769 г.).Род. 1666 г. ум. 1732 г.Виктор Амадей унаследовал

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АВ) автора БСЭ

Виктор Амадей II Король Сардинии из Савойской династии, правивший в 1773-1796 гг. Сын Карла Эммануила I и Поликсены Гессен-Рейн-Роттенбургской.Ж.: с 1750 г. Мария, дочь короля Испании Филиппа V (род. 1729 г. ум. 1785 г.).Род. 1726 г. ум. 16 окт. 1796 г.Виктор Амадей был государем добрым и

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БУ) автора БСЭ

Виктор Эммануил I Король Сардинии из Савойской династии, правивший в 1802-1821 гг. Сын Виктора Амадея II и Марии Испанской.Ж.: с 1789 г. Мария Терезия, дочь герцога Модены Фердинанда (род. 1773 г. ум. 1832 г.).Род. 1759 г. ум. 1824 г.Виктор Эммануил соединял с добросердечием ограниченный ум,

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДЫ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОЖ) автора БСЭ

Дык Виктор Дык (Dyk) Виктор (31.12.1877, Пшовка, близ г. Мельник, - 14.5.1931, остров Лопуд, Югославия), чешский писатель. Вступил в литературу в конце 1890-х гг. как представитель символизма. Был также автором политических сатир. Поэзия Д. периода 1-й мировой войны 1914-18, проникнутая

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТЕ) автора БСЭ

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Из книги автора

ВИННИКОВ Виктор Владимирович (1903-1973); ТИПОТ Виктор Яковлевич (1893-1960); КРАХТ Владимир Константинович (1904-1972) 83 То, что должен знать матрос: / Майна, вира, стоп и СОС.Кто не знает, кто не понимает, – / Амба!Куплеты Фомы и Филиппа из оперетты «Вольный ветер» (1947), дейст. 1, карт. 1;

Из книги автора

ВИКТОР ДОЦЕНКО Доценко Виктор Николаевич родился 12 апреля 1946 года в поезде на станции Остаповка под Черниговом, детство провел в Омске. Был чемпионом Сибири по многоборью; мастер спорта. Учился в МВТУ им. Баумана, на экономическом факультете МГУ, в Высшем экономическом

Из книги автора

ГЮГО, Виктор (Hugo, Victor, 1802–1885), французский писатель 1049 Искусство быть дедом (Искусство быть дедушкой). Загл. сб. стихотворений («L’art d’?tre grand p?re», 1877) 1050 Можно сопротивляться вторжению армий, нельзя сопротивляться вторжению идей. «История одного преступления», памфлет

Из книги автора

КУЗЕН, Виктор (Cousin, Victor, 1792–1867), французский философ 931 Нам нужна религия ради самой религии, мораль ради самой морали, искусство ради самого искусства. «Курс философии» (1818; опубл. в 1836), лекция 22 («Об истине, красоте и добре») ? Knowles, p. 238 Выражение «искусство для искусства»

Виктор Кровопусков: «Мне не нравится современное сабельное фехтование»

В середине февраля в столице России завершился этап Кубка Мира по фехтованию «Московская сабля». В тридцать третий раз звание победителя оспаривали саблисты, в пятый раз за титул чемпионки боролись саблистки. За поединками наблюдал самый титулованный фехтовальщик ХХ столетия Виктор Кровопусков. Более 30 лет назад Виктор завоевал олимпийское «золото», он множество раз поднимался на высшую ступень пьедесталов почета мировых чемпионатов. Работал тренером в России, Иране, Китае, Турции и Египте. Судил крупнейшие состязания. До сих пор его сердце и душа болеют за любимый вид фехтования – саблю.

Наша справка. Виктор Алексеевич Кровопусков.

Родился 29 сентября 1948 года в Москве. Выступал за ЦСКА (Москва), военнослужащий. Заслуженный мастер спорта (1976). В сборную команду СССР входил с 1973 по 1986 год. Чемпион Олимпийских игр 1976 и 1980 годов в личном и командном первенстве по фехтованию на саблях. Чемпион мира 1974, 1975, 1979, 1983, 1985 годов в командных соревнованиях, чемпион мира 1978 и 1982 годов в личном зачете. Серебряный призер чемпионата мира 1974 в личном первенстве, 1973 в командном. Чемпион СССР 1976 года в личных и командных соревнованиях. В 1979 году Международной федерацией фехтования признан лучшим саблистом мира. Награжден орденом Ленина (1980). Живет в Москве.

Пользуясь случаем, наш корреспондент Татьяна Колчанова попросила выдающегося мастера клинка оценить эволюцию сабли за последние 30 лет.

- На Ваш взгляд, что изменилось в сабельном фехтовании за эти годы?

Изменилось все. Я фехтовал, когда не было электрофиксаторов ударов, и судейство было субъективным. Иногда арбитры «видели» удары, нанесенные тобой, только потому, что за твоими плечами были победы на олимпиадах и чемпионатах мира. Твой авторитет работал на тебя. И наоборот, тем, кому судьи не хотели присуждать победу по разным соображениям, приходилось совершать на дорожке чудеса. Наш прославленный саблист Яков Рыльский, который трижды становился чемпионом мира в личном зачете, для того, чтобы судьи заметили его удары в поединке с известным польским спортсменом Ежи Павловски, методично отрубал пуговицы на куртке соперника. Такого не мог не заметить ни один даже самый предвзятый арбитр. А сколько раз за эти годы менялись правила? Вспомните, как зрелищны и красивы были атаки, когда были разрешены скрестные шаги и атака «стрелой»! Сегодня это совершенно другой вид спорта. Как ни странно, многие изменения принимались якобы в угоду тому, чтобы повысить зрелищность и сделать фехтование более понятным для зрителей. А в итоге в молниеносных схватках результативный удар может рассмотреть только специалист экстра класса, да и то, из десяти ударов, как минимум пять каждый арбитр увидит по-своему. Это происходит еще и потому, что Международная федерация фехтования (ФИЕ) избрала при выборе судей не очень верную политику. Крупные соревнования вплоть до Олимпийских Игр поручают судить арбитрам из стран, где фехтование только делает первые шаги. А мы прекрасно знаем, что судьями не рождаются. Для того чтобы быстро ориентироваться в ситуации, складывающейся на дорожке, надо самому быть фехтовальщиком или тренером. В результате этой политики спортсмены отказываются от сложных атак, защит, не говоря уже о многоходовых фехтовальных фразах, которые раньше приводили в восторг даже не искушенных зрителей. На «Московскую саблю» приходили, чтобы получить удовольствие, наблюдая за звездами сабельного фехтования. Поединки советского саблиста Виктора Сидяка и итальянца Альдо Монтано можно было снимать, как художественный фильм. Столько в них было экспрессии, мощи, артистизма!

- Что же все-таки за эти годы сабля потеряла и что приобрела?

- Я выскажу свое субъективное мнение. Мне кажется, что десяток лет назад сабельные поединки были поинтереснее. Потому что они состояли из большого количества ярких приемов. Сегодня приемов я не вижу. Практически ни один саблист в мире сегодня не исполняет контр темп, перехват удара, мало атак с действием на оружие, даже контратаки с разрывом дистанции редкость на сегодняшний день. Да, бойцы стали пофактурнее: выше ростом, более атлетичными и скоростными. Они неплохо обучены, но выполнять приемы попросту боятся. Потому что прав оказывается не тот, кто перехитрил соперника, а тот, кто на долю секунды быстрее ударил.

- Повлияли ли изменение в сабле на расстановку сил в мире?

На любых международных соревнованиях в мое время, да и спустя 10-15 лет после того, как я зачехлил саблю, всегда можно было отличить соперников по принадлежности к национальной фехтовальной школе. Свои особенности имели советская, итальянская, венгерская, польская, румынская школы. О французской школе говорить не буду, тогда французы были бойцами средней руки. Сейчас этого нет. Различия мизерные, да и то они характеризуют не школу, а индивидуальные особенности конкретного спортсмена. Практически все делают одно и то же. 70% успеха на фехтовальном помосте имеет тот, кто быстрее ударит. А это приводит к потере зрелищности, которая всегда повышается, если есть красивые фехтовальные розыгрыши, многоходовые атаки, защиты, контрзащиты. Средний уровень саблистов в мире сегодня очень высок, а вот настоящих звезд почти нет.

- Кто же тогда сегодня выигрывает, если все одинаковые?

Тот, кто на данные момент в лучшей спортивной форме, лучше себя чувствует на дорожке, плюс делает чуть больше приемов, чем его соперник. Обидно, что тренеры эксплуатируют чисто физические данные бойцов – рост, скорость, выносливость. А ведь недаром фехтование всегда называли быстрыми шахматами. Все, что происходило на дорожке, просчитывалось в уме фехтовальщика на несколько ходов вперед. Поэтому побеждали самые разные спортсмены – высокие и маленькие, быстрые и медлительные, тонкие и толстые. Преимущество имели те, кто освоили тактику и стратегию поединка. Если быть честным перед самим собой, мне не нравится современное сабельное фехтование.

Еще несколько лет назад, наши выдающиеся саблисты, наблюдая за поединками девушек на своем виде оружия, откровенно посмеивались и говорили, что это не сабля, а другой вид оружия.

А я с удовольствием смотрю на женское сабельное фехтование. Именно благодаря тому, что в женском фехтовании скорости естественно ниже, впоединках девушек присутствует то, что почти безвозвратно ушло из мужского сабельного фехтования. Они делают приемы! Атаки, контратаки, защиты, а если добавить к этому большее, чем у мужчин, выражение эмоций, то становится понятно, почему болельщикам нравится этот новый вид фехтования. Я думаю, что именно на поединки саблисток на олимпиаде в Пекине соберется наибольшее количество зрителей.

С одной стороны, современные правила фехтования на саблях убавили зрелищность в поединках, но, с другой, согласитесь, позволили спортсменам из некогда не фехтовальных держав приблизиться по уровню мастерства к лидерам. В частности, это касается спортсменов из Китая.

- Я работал тренером в Китае. Могу сказать, что любой китайский спортсмен, который приезжает на международные соревнования, имеет хороший средний уровень. Все они добротные спортсмены. Они много тренируются, принимают участие во многих международных соревнованиях, их тренеры тщательно изучают противников и передают эти знания воспитанникам. Благодаря этому они все чаще попадают в финалы крупнейших соревнований. А в фехтовании, так же как и в фигурном катании, нужно чтобы тебя заметили. Если говорить о китайских фехтовальщиках, то большое значение имеет еще и тот факт, что прежде, чем попасть в национальную сборную, они проходят у себя в стране колоссальный отбор. Я, например, работал в провинции, в которой живет 250 миллионов человек. А представляете, насколько мотивированным становится спортсмен, пройдя через такое горнило. Кроме того, с китайцами работали и работают ведущие тренеры мира. Поэтому уже в ближайшее время эти спортсмены будут представлять опасность для всех соперников.

Самое главное в сабле – не получить удар. Но, понимаете, сделать это очень тяжело. Вся проблема в том, что поражаемое пространство гораздо больше, чем в других видах фехтования. Могут ведь ударить и по голове, и по туловищу, и по другой части тела. Вы же понимаете, что если, например, в шпаге колют, то в сабле рубят. И это полноценные удары. Попробуй тут защитись.В шпаге все вообще немного проще. Там главное нанести укол раньше своего соперника. А вот в рапире и сабле немного другие правила. Там существует правило атаки. То есть боец, который пошел вперед раньше своего соперника, имеет...

Знаменитый в прошлом фехтовальщик Виктор Кровопусков в своем олимпийском блоге на сайт отказался прогнозировать выступления российских мушкетеров на Играх в Пекине из-за бесперспективности этого занятия и отметил, что современным саблистам стало легче, чем было раньше. Состав у сборной России по фехтованию собран неплохой. Возможно, кого-то удивляет отсутствие в национальной команде олимпийского чемпиона Павла Колобкова, но так бывает. Для отбора на Игры спортсмен должен показать определенные результаты, а они достигнуты не было. Знаю, что федерация обращалась, чтобы Павлу предоставили...

Последние дни перед Олимпиадой – очень сложный период. Даже те, кто не в первый раз едут на такой турнир, волнуются не меньше новичков. Но, в принципе, эти эмоции важно уметь контролировать. И через тренировки, через постоянную работу лишнее уходит на второй план. И тогда ни у кого уже в голове не пульсирует: «Олимпиада, Олимпиада, Олимпиада». Хотя полностью забыть о стартах все равно не получится.Но я вот вспоминаю себя в такое время. Никакого серьезного мандража не испытывал, не помню, чтобы уж совсем колотило перед стартами. Думаю, что и ребята из нашей сборной вряд ли...