Сколько лет луке на дне. «Во что веришь – то и есть

Пьеса М.Горького "На дне" - новаторское литературное произведение. Только появившись, она произвела очень сильный эффект. С тех пор она не раз вызывала споры - и будет вызывать, потому что слишком широк спектр затронутых автором проблем, на разных этапах исторического развития приобретающих новую актуальность, слишком неоднозначна и противоречива авторская позиция, слишком резко и неприкрыто бытописание. горький максим персонаж лука

К сожалению, долгие годы прочтение пьесы было подчинено идеологическим нуждам. Сложные, философски неоднозначные идеи писателя были искусственно упрощены, превращены в лозунги, взятые на вооружение официальной пропагандой. Слова: "Человек… это звучит гордо!" становились нередко плакатными надписями, почти такими же распространенными, как "Слава КПСС!", а сам монолог Сатина дети заучивали наизусть, правда, предварительно его корректировали, выбрасывая некоторые реплики героя ("Выпьем за человека, Барон!").

И вот сегодня, спустя столетие, пьесу хочется перечитать заново, непредвзято взглянув на ее персонажей, внимательно вдумавшись в их слова и вглядевшись в их поступки.

В центре пьесы - не столько человеческие судьбы, сколько столкновение идей, спор о человеке, о смысле жизни. Ядром этого спора является проблема правды и лжи, восприятие жизни такой, какова она есть на самом деле, со всей ее безысходностью и правдой для персонажей - людей "дна", или жизнь с иллюзиями, в каких бы разнообразных и причудливых формах они ни представали. Этот спор начинается задолго до появления в ночлежке Луки и продолжается после его ухода.

Уже в самом начале пьесы Квашня тешит себя иллюзиями, что она - свободная женщина, а Настя - мечтами о великом чувстве, заимствуя его из книги "Роковая любовь". И с самого начала в этот мир иллюзий врывается роковая правда. Не случайно бросает свою реплику Квашня, обращаясь к Клещу: "Не терпишь правды!".

С самого начала пьесы, многое звучит как спор М.Горького с самим собой, со своей прежней идеализацией босяков. В костылевской ночлежке свобода оказывается призрачной - опустившись на "дно", люди не ушли от жизни, она настигает их. И прежнее горьковское желание - рассмотреть в босяках, люмпенах, людей, отторгнутых от нормальной человеческой жизни, прежде всего хорошее - также отступает на второй план.

Эти люди жестоки друг к другу, жизнь сделала их такими. И эта жестокость проявляется прежде всего в том, с какой настойчивостью они разрушают иллюзии других людей, например, Насти, умирающей Анны, Клеща с его надеждой выбраться из ночлежки, начать новую жизнь, Барона, все достояние которого составляют воспоминания о былом величии рода и которому Настя бросает в ожесточении реплики: "Врешь, не было этого!".

В среде этих ожесточенных жизнью людей появляется странник Лука. И с его появлением начавшийся уже спор о человеке, о правде и лжи в его жизни обостряется. Всмотримся внимательнее в образ Луки. Прежде всего отметим, что именно этот персонаж пьесы вызывает наиболее ожесточенные споры, составляет ее драматургический нерв.

Лука утешает людей. Чем можно утешить этих выброшенных из жизни, опустившихся на дно ее бывших баронов, актеров, рабочего человека, потерявшего работу, умирающую женщину, которой нечего и вспомнить хорошего о прожитой жизни, потомственного вора? И Лука прибегает к лжи, как к словесному наркотику, как к обезболивающему средству. В обитателей ночлежки он вселяет иллюзии, причем жизненный опыт его таков, что он тонко чувствует людей, знает, что каждому из них важнее всего. И безошибочно нажимает на главный рычаг человеческой личности, обещая Анне покой и отдых на том свете, Актеру - бесплатные лечебницы для алкоголиков, а Ваське Пеплу - вольную жизнь в Сибири.

Зачем врет Лука? Этот вопрос не раз задавали себе читатели и критики, размышляя над горьковской пьесой. Долгое время в трактовках образа Луки преобладали отрицательные оценки, его обвиняли в равнодушии к людям, в корысти (само имя его по созвучию связано со словом "лукавый", а одно из значений этого слова близко к нечистому, к искусителю). Луку обвиняли и в том, что он искушает людей своей ложью, а в качестве главного обвинения называли смерть Актера. В образе горьковского странника искали прежде всего идеологические истоки, его связывали с сектантами, бегунами, с идеями толстовства. Однако если всмотреться в то, что делает Лука, вслушаться в его речи, понимаешь, что механизм его утешительства и проще и сложнее. Он просто не очерствел душою, нельзя не согласиться с оценками, которые дает Луке Сатин: "Он врал… Но это только из жалости к вам".

Лука не просто обманывает, на протяжении пьесы он творит реальное, деятельное добро: утешает перед смертью Анну, пытается усовестить Василису. Именно этот странник предотвращает убийство Васькой Пеплом Костылева. Кстати, Сатин прямо толкает Ваську на убийство: "… и чего ты не пришибешь его, Василий?!" - и далее: "Потом женись на Василисе… хозяином нашим будешь…". И в Сибирь он советует Пеплу уйти поскорее, потому что предвидит: добром это дело не кончится, и предвидение его оказывается правильным. Лука не просто врет актеру, он уговаривает его: "Ты только вот чего: ты пока готовься! Воздержись… возьми себя в руки и терпи…" И причина смерти Актера не в иллюзиях, а в их крушении, в прозрении, в сознании невозможности воздержаться и взять себя в руки.

Лука не просто утешитель, он философски обосновывает свою позицию. Одним из идейных центров пьесы становится рассказ странника о том, как он спас двух беглых каторжников. Главная мысль горьковского персонажа здесь в том, что спасти человека и научить добру может не насилие, не тюрьма, а только добро: "Человек может добру научить…" Пока верил человек - жил, а потерял веру и удавился.

Итак, в пьесе, как можно убедиться, главный носитель добра - Лука, он жалеет людей, сострадает им и пытается помочь словом и делом. Авторская позиция в драме М.Горького выражена, в частности, сюжетно. Последнее событие пьесы - смерть Актера - подтверждает слова Луки: поверил человек, затем потерял веру и удавился.

Принято считать, что главным оппонентом Луки в споре о правде является Сатин. Это как будто бы и так, ведь именно он произносит афоризм: "Ложь - религия рабов и хозяев… Правда - бог свободного человека!" Однако именно Сатин не только заступается за старика, запрещая плохо говорить о нем, но и произносит свой знаменитый монолог о человеке, воплощая в жизнь идеи Луки. В самом деле, что такое рассуждения, как не словесный наркотик, призванный утешить всех вокруг, во всех вселить иллюзию собственной ценности, вне зависимости от реальных человеческих дел. Недаром именно после монолога Сатина в ночлежке начинается пьяный разгул, и даже глашатай беспощадной и злой правды Бубнов заявляет: "Много ли человеку надо? Вот я - выпил и рад!" И только известие о самоубийстве Актера внезапно прерывает эту картину. Поэтому так многозначно звучат последние слова пьесы, вложенные в уста Сатина: "Эх… испортил песню… дур-рак!".

По-настоящему спорит с Лукой не Сатин, а сам автор пьесы. Именно Горький показывает, что спасительная ложь никого не спасла, что вечно жить в плену иллюзий нельзя, а выход из них и прозрение всегда трагичны, а главное - что человек, живущий в мире утешительной мечты, убаюкивающего обмана, примиряется со своей убогой, беспросветной реальной жизнью. Это приводит его к тому, что он соглашается терпеть - мотив этот звучит в пьесе не раз, например, в словах Анны: "Коли там муки не будет… здесь можно потерпеть… можно!", или в притче о праведной земле - жил человек плохо, но терпел в надежде найти когда-то иную жизнь. Вот этого примирения с жизнью не приемлет М.Горький.

Спор писателя с Лукой - это во многом спор с самим собой. Недаром современники вспоминали, что по своим человеческим качествам М.Горький был во многом близок к этому страннику-утешителю. Недаром он уже в период послереволюционный написал киносценарий "По пути на дно", где под влиянием идеологических догм разоблачил Луку, показал его как кулака, преступного и безнравственного человека. Но сценарий этот оказался творческой неудачей М.Горького, а пьеса "На дне" продолжает жить и сегодня, вызывая многочисленные споры и обретая новую актуальность.

Образ Луки долгое время оценивался в литературоведении однозначно отрицательно. Луку обвиняли в том, что он лжет из корыстных побуждений, что он равнодушен к людям, которых обманывает, наконец, что в момент преступления он исчез из ночлежки. Но главное обвинение, которое предъявлялось Луке, касалось его позиции, его отношения к человеку. Он проповедует жалость, милосердие, которые в прежние годы считались чем-то лишним, даже подозрительным, этаким проявлением примиренчества, отступлением от позиции борьбы с классовым врагом (а врагов видели вокруг себя бесконечно много), милосердие объявлялось "интеллигентской мягкотелостью", которая недопустима в условиях схватки двух миров.

Не принималось в позиции Луки и другое - то, что он не зовет людей к борьбе, к революционным действиям, радикальному изменению жизни. Все это в давние годы считалось вредным и чуждым человеку нового общества, "борцу за светлое общество". Сегодня образ Луки прочитывается во многом иначе, а поводом к этому может послужить просто внимательное, непредвзятое знакомство с горьковской пьесой.

Мне кажется, образ Луки - это образ человека, наделённого личными качествами - такими как доброта, сострадание, чуткость - но совершенно асоциального. Потому он и не зовёт к борьбе. Сам образ жизни Луки - странничество - говорит о том, что нет у него никаких представлений о порядке и обустройстве мира. Лука видит только конкретного человека - и делает для него то, что может. И пусть он может не так много - но иногда довольно и этого. И уж во всяком случае это лучше, чем бездействие. Увы, как часто люди не делают и того что могут. Фактически, Лука воплощает половину лозунга "От каждого - по способностям, каждому - по потребностям!" - то есть он, как может, старается сделать этот мир лучше, как-то облегчить жизнь людей, мимо которых пролегает его путь.

Образ странствующего старца Луки занимает особое место среди персонажей. Основной конфликт произведения тесно связан с неожиданным появлением героя.

Добрый странник

Таинственная фигура Луки внезапно возникает, неожиданно исчезает. Отсутствует описание прошлого, неизвестно будущее. Есть несколько дней, когда Лука живет среди униженных обездоленных обитателей ночлежки.

Сложно дать объективную оценку характеру, поступкам странника. Одни считают его благодетелем, другие — преступником.

Лука — нищий бездомный старик, скитающийся по ночлежкам. Обитатель «дна». Особенным его делают умение сочувствовать, сострадать, творить добро. Лука несет утешение измученным, отчаявшимся людям. Умирающей Анне рисует картину спокойной загробной жизни. Алкоголику Актеру рассказывает о бесплатной лечебнице. Поддается убедительным доводам даже бывалый вор Васька Пепел. Собирается уехать в Сибирь начать новую честную жизнь. Находит благодарного слушателя проститутка Настя. Лука серьезно слушает рассказы о большой романтической любви.

Каждый делится своей болью, получая взамен надежду. Тихий голос, убедительная речь, внимательное отношение внушают доверие. Сладкие речи часто лживы. Он считает, что можно обмануть человека, чтобы вселить надежду. Лука уверен: человек нуждается в жалости, утешении.

Истинное лицо старца

Доброта странника меняет окружающую атмосферу. Жалкая ночлежка будто преображается: наполняется светом, теплом. Обитатели сырого подвала живут мечтой. Когда Лука уходит, сказка заканчивается. Вновь столкнувшись с реальностью, ночлежники тяжело переживают крушение надежд. Трагическая смерть актера — доказательство того, что ложь не всегда бывает спасительной.

Главным оппонентом Луки является Сатин. Мужчина считает, что жалость унижает, а ложь вселяет пустые надежды. Только людям легче верить сказкам, чем совершать решительные поступки, пытаясь изменить судьбу.

Что лучше: утешительная ложь или горькая правда? Именно на этот вопрос пытался найти ответ писатель, создавая образ безобидного старца. Неслучаен выбор имени персонажа. Лука — святой великомученик, Лука — лукавый обманщик. Христианская любовь, всепрощение напоминают читателю мудрые заветы Иисуса Христа. Автор заставляет задуматься, дать свою оценку поступкам героя.

Пьеса «На дне» величайшего писателя Максима Горького - это произведение, имеющее глубокий философский смысл. В нем рассматриваются множество проблем, которые свойственны современному русскому обществу. Главной проблемой в пьесе является истина. Сразу возникает вопрос, что лучше: «жестокая правда или сладкая ложь?». Именно этот вопрос находится в центре сюжета произведения.

С первых страниц в пьесе «На дне» назревает конфликт, когда появляется Лука. Этот образ наиболее сложный и противоречивый. Его появление в «спокойной» жизни обитателей ночлежки, так называемых людей со дна, довольно неожиданное. Кто является этими обитателями? Здесь и слесарь Клещ, его жена Анна, которая всю жизнь терпела побои, ворюга Пепел, Настя - девушка легкого поведения, картузник, бывший барин, алкоголик Актер и многие другие. Все они уже давно оставили свои надежды на светлое будущее и являются отчаявшимися в жизни людьми.

Но Лука в каждом из этих людей видит необыкновенную ценность. «Мне все равно. Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха - не плоха» - он сразу заявил, когда появился. Для Луки не имеет значение прошлое человека и то, что с ним происходит сейчас. Самое важное для него заключается в вере в будущее.

С приходом Луки в жизни обитателей ночлежки происходит разлад. Он уверяет Настю, что в ее жизни все будет прекрасно, и она встретит настоящую любовь. Для Актера также есть прекрасная новость. Ему сообщают, что есть лечебница, которая поможет вылечить его проблему с алкоголем, при этом она бесплатная. Анне, которая уже была на последних вздохах жизни, он обещает, что ее загробная жизнь будет светлой и спокойной. Но несмотря на это, многие герои пытаются противостоять Луке. Они не верят ему, уверяют, что он шарлатан и врун.

Я считаю, что многие герои просто не понимали, в чем заключается простая истина. Им было тяжело понять, что для человека, а особенно обитателя «дна», не нужна правда, а он по-настоящему нуждается в утешении, надежде и сострадании.

После ухода Луки становится ясно, что именно он был единственным лучом света в темноте «дна». У всех жизнь заканчивается не лучшим образом. Актер укоротил себе жизнь самоубийством. В драке Пепел убивает Костылева и попадает в тюрьму. Все вновь возвращается на свои места. Все вокруг печально, тоскливо и преобладает чувство непонимания того, что можно все изменить. Лишь те, которые боролись за правду и доверяли Луке, одержали победу.

Я считаю, что образ Луки - это воплощение особой истины «сладкой лжи» вместо «горькой правды». Несмотря на всю хитрость и лицемерие, Лука все-таки для меня положительный персонаж.

Лука - персонаж из пьесы Максима Горького «На дне».

Луке в пьесе шестьдесят лет. Он был лысым и ходил с чайником у пояса, опираясь на палку. Как и у всех обитателей ночлежки, у него не было собственного дома. Этот старичок был странником.

Имя Лука имеет два значения: первое – как «лукавый», а второе – как евангельский апостол Лука. Это имя тесно связано с характером персонажа. До сих пор ведутся споры о его значимости в пьесе: кто-то считает, что Лука отрицательный персонаж, а кто-то говорит, что положительный. Сам автор утверждал, что старичок получился положительнее и мудрее, чем он планировал.

Лука служил сторожем под Томском у инженера. Можно догадаться, что он появился в ночлежке после того, как сбежал с Сибири с каторги, куда попал за какое-то преступление. Любил петь и считал, что поет хорошо, но это было не так. Лука был мягкий человек, так как, по его словам, он пережил в этой жизни многое. Считал, что стал лысым из-за женщин, из-за трудностей в отношениях с ними. Женщин у него было больше, чем было волос на голове. Но он был очень умным человеком. Лука не всегда говорил правду, так как считал, что правда губит человека, отнимает веру в себя.

В ночлежку Костылева привела его Наташа. Старик сразу стал считаться добрым, милым и жалостливым. Лука считал, что всех людей надо жалеть, поддержать добрым словом, как велел сам Христос. Стал всех утешать в ночлежке, даже если это было неправдой. Думал, что у человека должна быть вера во что-то, что будет помогать жить дальше и добиваться чего-то лучшего для себя. Так актеру он сказал, что есть клиника, в которой бесплатно лечат алкоголиков. Актер после этого бросил пить и начал копить деньги, чтобы отправиться в эту клинику. Умирающей Анне Лука говорил, что после смерти она освободится от всей боли и мучений. Ваське Пеплу советовал отправиться в Сибирь и рассказывал, что он найдет там освобождение вместе с Наташей.

Лука искренне пытался всем помочь, только он не рассчитывал, что кого-то это, наоборот, может лишить жизни. Например, актер после неожиданного ухода старика покончил жизнь самоубийством. Пепел, стремясь забрать Наташу и отправиться в Сибирь, потерял все.

После убийства Пепла - хозяина ночлежки Костылева - Лука отправился в Украину. Его уход неоднозначно подействовал на обитателей. Старика пытались осудить, но за него стал заступаться Сатин, который говорил словами самого Горького, и который был сначала настроен скептически к Луке.

У этих людей нет будущего. Старик прекрасно знал это. Но он хотел, чтобы у них была хоть какая-то надежда, чтобы они могли жить дальше с чем-то теплым в душе.

Сочинение про Луку

Пьеса Максима Горького "На дне" затрагивает важные проблемы, например, философские или социальные. В данной пьесе представлены самые разные герои, но, несомненно, самый важный из них - это Лука. Его взгляды на мир вызывают постоянные споры и вопросы. Лука рассуждает о правде, нужно ли ее говорить, если человеку станет плохо, узнав ее, или лучше стоит проявлять сострадание, которое чуть-чуть облегчит жизнь человеку.

Лука является проповедником, он странствует по стране, у него нет своего дома. Он пытается распространить свои взгляды, свое мировоззрение. Его появление в ночлежке оказывает сильное влияние на ее жителей. Люди в ночлежке собрались самые разные, кто-то любит жизнь и радуется каждому мгновению, кто-то, наоборот, желает умереть, ведь жизнь не приносит им удовольствия.

Лука появляется в пьесе в самый важный момент, когда умирает Анна. После ее смерти, жители ночлежки спорят на тему совести и чести. Многие, находившись в ночлежке, совсем забыли о них. Лука помогает пережить горе каждому, он утешает, вселяет веру в хорошее, пытается внушить, что все проблемы решаемы. Благодаря тому, что Лука может находить общий язык с каждым человеком, он понимает с полуслова, о чем молчит человек.

Лука считает, что жизнь состоит из мечтаний и надежды. Перед смертью Анны, Лука беседует с ней, помогая принять свою судьбу. Лука помогает и Актеру осознать происходящее, Лука уверяет его, что он сможет победить свою алкогольную зависимость, благодаря лечебнице.

Автор пытается показать Луку в образе праведника, он несет мудрость и правду людям. Это доказывает ситуация, которая произошла с ним - воры залезли в дом, но главный герой кормит тих людей, отвечая на зло добром.

Как только Лука появляется в ночлежке, можно отметить его положительные качества - отзывчивость, желание помочь другим, не требуя чего-то взамен, умение не только слушать, но и слышать других.

Хоть Лука и врет другим героям, но делает он это, чтобы утешить, вернуть надежду и желание жить. Но самое главное - после ухода Луки никто его не осуждает и не корит, наоборот, ему благодарны, сам же автор называет Луку жуликом, отрицательным героем своего произведения.

Вариант 3

Пьеса «На дне» увидела свет в 1902 году. Повествует она о тех, кто не смог удержаться на «плаву» и, преступив черту, оказался на самом дне. Их привычный мир рухнул, они утратили веру в будущее, черствость суровых будней захлестнула их. Действие пьесы разворачивается в ночлежном доме.

Пожилой странник Лука – один из главных действующих лиц произведения. Он так же беден, как и остальные обыватели ночлежки, но не утратил человечности. Добрым словом и советом помогает всем, кто в нем нуждается. Бесхитростно, доходчивыми словами он находит подход к другим обитателям ночлежного дома. Для каждого в его сердце находятся сочувствие и милосердие. Его слова подтверждают, что по натуре он очень добродушный и отзывчивый.

Внимательное отношение старика к людям, способность выслушать и поддержать мечту собеседника вселяет в них надежду на светлое будущее. Способность Луки находить к каждому индивидуальный подход заставляет «соседей по несчастью» прислушаться к его словам. Только Барон не утрачивает своего цинизма и ненависти к людям, он предпринимает попытку к разоблачению странника. Но недавний оппонент Луки Сатин неожиданно заступается за старика.

Анне, находящейся на смертном одре, Лука описывает райскую жизнь без земных терзаний. Любителю выпить, Актеру, он сообщает о несуществующей клинике, где помогают избавиться от алкогольной зависимости. Рекомендации вору Ваське начать новую жизнь повышают самооценку ночлежников. Большинство из них начинает верить, что не все потеряно, и еще возможно все в жизни наладить. Некоторые даже предпринимают попытку обрести человеческое достоинство. Луке удалось согреть их души своим отзывчивым отношением. Главное его намеренье пробудить в человеке надежду достигнуто.

Красноречие Луки делит жильцов ночлежки на 2 лагеря: мечтатели и скептики. Его речи будоражат одних и ожесточают других. В конце повествования обитатели ночлежного дома предпринимают попытку судить Луку. Действия, которые они совершают, послушав его, не всегда приводят к ожидаемому результату. В большинстве случаев исход печальный, к примеру – смерть Актера. Виноваты в этом, конечно, сами ночлежники, но последствия речей Луки становятся роковыми.

Критики долгое время оценивали образ Луки как отрицательный. Они винили старого странника во лжи и в том, что он проявлял равнодушие к обманутым обитателям ночлежки. Не в его пользу толкуется и его исчезновение, но больше нареканий касается его позиции по отношению к людям. Он несет в массы сочувствие и сострадание, что в то время расценивается как что-то подозрительное и лишнее.

  • Сочинение Анализ оды На день восшествия Елизаветы Петровны Ломоносова

    Михаил Васильевич Ломоносов – поистине великий человек, гениальный русский ученый, получивший мировую известность благодаря своим многочисленным талантам и достижениям в области химии

  • Как я однажды играл в футбол 5 класс сочинение

    Хочу рассказать вам одну увлекательную историю про то, как я однажды играл в футбол. В нашем дворе есть деревянная коробка, где мы постоянно с друзьями собираемся, чтобы поиграть в нашу любимую игру.

  • Характеристика и образ Бубнова в пьесе На дне Горького сочинение

    В то время, как Горький написал пьесу «На дне», многие люди по разным причинам опускались на дно жизни. У них не было жилья, дома, семьи. В то же самое время существовали и другие люди

  • Все писатели проявляют интерес к философским темам и проблемам, поэтому так часть размышления о смысле жизни становятся основными во многих литературных произведениях. Одним их таких произведений стала пьеса М. Горького. «На дне» считается первой драмой в русской литературе, где затрагивается социально-философские проблемы и вопросы.

    В горьковской пьесе много героев, которые различны по характеру. Но все-таки споров больше всего возникает из-за образа Луки и его восприятия мира. Именно с его появлением в пьесе постоянно начинает звучать разногласия о том, что же все-таки лучшим будет для человека: правда, даже она будет самой тяжелой, но зато она истинная и настоящая, или все же сострадание, которое может служить утешением.

    Так кто же такой Лука? Из сюжета произведения читатель узнает, что Лука проповедник, но вот только у него нет определенного места жительства и служения Бога. Он странствует по земле и проповедует те истины, в которые сам верит. Однажды он появляется в ночлежке, где люди опустошены и выброшены из обыденной жизни. Они радуются каждому дню, которому могли прожить. А некоторые ждут своей смерти, чтобы хоть как-то уйти от этой жизни, которая уже давно перестала приносить им радость.

    Лука вдруг останавливается в ночлежке, когда бедная Анна умирает, а между остальными жителями этого подвала возникает спор о совести и чести. Ведь, находясь в таком месте, многие просто забыли о них. Лука становится для них утешителем. Так, прежде всего, он старается всех успокоить и примирить. Лука каждому обещает избавление от тех страданий, которые есть у них сейчас в жизни и обещает, что исполняться желания. Он тонко чувствует людей, предугадывает их желания, поэтому он легко их убеждает в том, о чем они не говорят вслух, но где-то в глубине своей души все-таки на это надеются.

    У Луки есть своя позиция, с которой он живет и проповедует среди людей. Он считает, что все фантазии и мечтания - это и есть жизнь. В ночлежке он долго беседует с Анной, которая умирает, но очень боится смерти. Лука утешает ее, говоря, что умирать не больно и не страшно, ведь это поможет ей стать свободной, больше не чувствовать боли, и она даже больше не будет никогда страдать. Находит он утешительные слова и для Актера, но, только поверив Луке, Актер скоро поймет, что невозможно найти лечебницу, чтобы вылечить алкоголизм. Ведь у него на это совсем нет денег.

    Отношение всех обитателей подвала к этому странному проповеднику у всех разное. Кто-то, например Настя, считают его хорошим, что он несете в себе жалость и сострадание. Но есть и другие мнения к ночлежке: кто-то называет его обманщиком, а кто-то утверждает, что он просто правды не любит. Может быть, они и правы, ведь автор не зря дает такое имя своему герою: Лука - это лукавый, то есть хитрый. И по его возрасту легко можно определить, что опыт у него большой, ведь большую часть своей жизни он уже прожил. А если он странствует, то вероятно, в его жизни было много разных ситуаций, поэтому он умеет и быстро найти выход из любой ситуации и так хорошо видит психологию каждого обитателя этой ночлежки.

    Но если рассматривать этот образ через религию, но в Евангелии был такой апостол. Этот евангельский Лука является образом, в котором заключена мудрость и правда. И вспоминается рассказ горьковского Луки, как он случайно встретил грабителей, которые хотели его убить, но он смог уговорить их покушать. Словно в Библии, когда сказано, что на любое зло нужно ответить добром.

    Образ Луки в пьесе Максима Горького - это сложный герой, к которому невозможно относиться как-то однозначно, да, наверное, и не надо. Главные качества его характера - это доброта, отзывчивость, умение слушать и сочувствовать другому человеку, а не думать только о себе. Еще одним достоинством этого героя является его искренность, он умеет общаться с людьми, не навязывая им своего мнения и своих взглядов.

    И если Лука говорит ложь, то у него она утешительная, от которой он сам не имеет никакой выгоды. Он просто пытается в человеке поднять настроение, укрепить его дух, вселить надежду. Но все-таки невозможно как-то однозначно ответить о том, как же относиться к этому персонажу. На этот вопрос не мог ответить даже сам автор, который вдруг оказывается на его стороне, оправдывая сострадание, то вдруг сам Максим Горький называет его жуликом и даже пройдохой. Не дает автор остальным обитателям ночлежки в финале пьесы судить своего странного героя. Писатель предоставляет это сделать читателю, чтобы тот смог задуматься над противоречивым горьковским персонажем, который вызывает споры уже много лет.

    Человечность, которую несете Лука, нужна людям, но из-за того, что мечты не смогут осуществиться, а надежды оказываются пустыми, люди страдают еще больше и тогда не каждый человек может это выдержать. Например, Актер, который в финале пьесе просто повесился. Лука пытается лечить истерзанные человеческие души, а результат из-за той действительности, в которой эти люди находятся, может быть самым разным. Поэтому ни судить, ни хвалить Луку не стоит.