`Основное положение рук в белорусском танце. Ходы и движения белорусского танца Движения белорусского танца юрочка

К ЧИТАТЕЛЮ

Не так уж много времени отделяет этот сборник от его предшественника — «Программы танцевального вечера № 3», а содержание его значительно изменилось. Две трети танцев, помещенных в сборнике (16 из 24),— новые. Шесть новых танцев появились на свет в результате Всероссийского конкурса, организованного Министерством культуры РСФСР совместно с Государственным комитетом Совета Министров СССР по радиовещанию и телевидению и Союзом композиторов СССР. Это елочка, инфиз, Эльбрус, террикон, москвичка, русские узоры. Конкурс был не только на лучший танец, но и на лучшую музыку к танцу. Два из перечисленных шести танцев получили премии за музыку. Интересны и два танца, пополнивших наш репертуар незадолго до конкурса,— звездочка и каблучки. С большинством других новых танцев вы уже знакомы по предыдущим выпускам «Программы». В настоящем выпуске они представлены, как правило, новыми музыкальными примерами. Не забыты и многие старые танцы.
Появление новых танцев, особенно конкурсных, вызвало большой интерес и сопровождалось широким обменом мнений, а иногда и дискуссиями. Желая облегчить знакомство с новыми танцами, в «Программе танцевального вечера № 4» приведены достаточно подробные описания новых танцев. Разумеется, это издание не может заменить учебник танца и рассчитано лишь на то, чтобы содействовать первому знакомству с танцевальными новинками.

Сейчас трудно предсказать, какая судьба ожидает новые танцы. Все зависит от того, какой танец вам придется больше по вкусу, какой ритм заразит вас желанием танцевать. Может быть, на долю некоторых из них выпадет подлинный успех и у любителей музыки и у любителей танца. Знакомясь с новыми танцами, не отступайте перед первыми трудностями, неизбежными при встрече с новым; разберитесь получше, не спешите с оценкой. Однако нам очень важно знать, что вам понравилось и почему? Напишите нам об этом.
Леонид Школьников

  • I отделение
    • 1. Ю. Саульский. «На отдыхе». Вальс
    • 2. Б. Карамышев. «У реки». Русский лирический
    • 3. М. Кадомцев. Краковяк
    • 4. В. Букин. «Зимние сумерки». Блюз.
    • 5. 3. Компанеец. «На сиреневом бульваре». Москвичка
    • 6. В. Меркулов. «В Лейпциг». Липси
    • 7. Д. Львов-Компанеец. Воронежский
    • 8. Д. Львов-Компанеец. «Золотые пески». Дружба
  • II отделение
    • 9. Л. Лядова, Ай, люли! Слова Б. Брянского
    • 10. А. Флярковский. Звездочка
    • 11. П. Лондонов. Медленный фокстрот.
    • 12. М. Кажлаев. Эльбрус
    • 13. Е. Кузнецов. «Веселый друг». Стукалочка
    • 14. 3. Бинкин. «Приятная встреча». Быстрый фокстрот.
    • 15. О. Агафонов. «Северянка». Ланце. Слова Ю. Леднева
    • 16. Я. Космачев. Каблучки
  • III отделение
    • 17. Н. Чайкин. «Все танцуем!». Пертутти.
    • 18. Б. Киянов. Русские узоры
    • 19. О. Агафонов. «Веселые девушки». Молдавская полька
    • 20. Ю. Гранов. Танго
    • 21. И. Шахов. Инфиз

В положении рук в белорусском народном танце имеются отличительные особенности, причем чрезвычайно разнообразные, но основа положения рук остается классической.

Руки - одно из основных выразительных и разнообразных средств белорусского танца. Положения рук зависят от характера исполняемого танца и помогают раскрыть и усилить его внутреннее художественное содержание, а также ритмическую основу музыкального сопровождения.

В белорусских массовых парных танцах положения рук зависят от предлагаемой композиции танца и от положения танцующей пары.

Особенно своеобразны и ярки движения рук в танцах, отображающих трудовые процессы: «Лянок», «Кроены», «Чобаты», «Касары», «Бульба» и др.

В танцах, изображающих птиц, зверей, домашних животных и подражающих их движениям, руки также являются одним из главных выразительных средств.

В белорусских кадрилях руки имеют определенное положение, которое зависит от исполняемой фигуры и от характера кадрили.

В этом разделе показаны наиболее характерные положения рук в индивидуальных, парных и массовых танцах.

Положение рук девушек и юношей

1-е положение. Обе руки свободно опущены вниз вдоль корпуса, кисти направлены ладонями к корпусу (рис. 4).

2-е положение (в хороводе). Обе руки раскрыты, подняты вперед, чуть ниже плеч и немного разведены в стороны, локти свободны, кисти раскрыты ладонями вверх (рис. 5).

3-е положение. Обе руки подняты, раскрыты в стороны, локти свободны, кисти раскрыты ладонями вверх (рис. 6).

4-е положение. Обе руки согнуты в локтях и лежат ладонями на талии (четыре пальца сомкнуты и направлены вперед, большой палец - назад). Локти направлены в стороны и слегка вперед (рис. 7).

5-е положение. Руки скрещены перед грудью, локти от корпуса отведены. Левая рука находится над правой рукой, кисти лежат ладонями на противоположных руках, чуть выше локтя (рис. 8).

6-е положение. Девушка держится двумя руками за юбочку или за фартучек, руки отведены от корпуса, локти свободны и чуть закруглены (рис. 9).

7-е положение. Одна рука положена на талию ладонью внутрь. Второй рукой девушка держится за юбочку, рука отведена от корпуса в сторону (рис. 10).

8-е положение. Правая рука поднята над головой и немного согнута в локте, кисть повернута ладонью вперед. Левая рука положена сбоку на талию ладонью внутрь (рис. 11).

9-е положение (в хороводе). Девушка кладет правую руку, согнутую в локте, на свое левое плечо, локоть опущен вниз (в руке может быть венок или платок). Левую руку свободно опускают вниз, кисть направлена ладонью к корпусу (рис. 12).

10-е положение (в танце «Чарот»). Девушка поднимает обе руки, свободные в локтях, вверх. Кисти направлены ладонями друг к другу. Руки слегка покачиваются, подражая колыханию травы (рис. 13).

11-е положение (в танце «Козачка»). Обе руки согнуты в локтях и прижаты к корпусу, локти опущены вниз. Кисти рук находятся почти на уровне плеч, направлены вперед и опущены вниз, пальцы соединены в неполном кулаке (танцующие кистями рук имитируют копытца) (рис. 14).

12-е положение (в танце «Журавель»). Юноша раскрывает руки в стороны. Помахивает ими, точно крыльями. Поднимая руки вверх, кисти опускает внпз, опуская руки, кисти чуть поднимает вверх (рис. 15).

Восточная Европа - одна из частей нашей планеты, которая славится очень самобытной культурой. Страны, которые входят в ее состав, долгое время были объединены одним большим государством. Но это не помешало им развивать свою культуру независимо одна от другой. В число этих стран входит и Белоруссия.

Белорусские и песни являются неотъемлемой частью народного сознания этой страны. Как и во многих других культурах, они тесно связаны с календарем и семейных торжеств. К таковым можно отнести свадьбы, родины, колядки и другие.

Экскурс в историю

Белорусский народный танец формировался вместе со всей начиная с XIV века. А истоками народных плясок были еще более древние общерусские обряды. Через движения белорусы передали весь свой характер и черты, характерные для этих людей. Они показывают, как чувствуют жизнь и ее красоту, свой темперамент и воодушевленность.

Времена года также повлияли на появление новых плясок. Белорусские народные танцы соотнесены с самыми яркими празднованиями сезона. Это связано с характером занятий древних белорусов, а именно с земледелием. Например, такие праздники, как зажинки и дожинки, были причинами гуляний осенью. Зимой главными поводами потанцевать были коляда и На Масленицу белорусы не только пекли блины, но и отплясывали всей деревней. А летом белорусский народный танец чествовался чуть ли не каждый день, так как молодые парни и девушки были не прочь поплясать и без повода. А главным праздником лета считался Купала.

Одиночных танцев в Белоруссии очень мало. Их основное количество - парные, массовые пляски.

Танцевали белорусы под любые инструменты, которые только были под рукой. А так как этот народ очень талантлив, таких инструментов было множество: от скрипки до бубна, от цимбал до гармони и так далее. Ну как же тут обойтись без песни? Петь больше всего любили частушки, так называемые припевки. Это придавало еще больше озорства танцам, и они превращались в небольшие юморные состязания.

Заслуженное признание

Белорусские народные танцы на протяжении многих годов существовали исключительно в сельской местности. Их считали мужицкими и недостойными высших слоев общества. И только в начале XIX века происходит популяризация белорусских танцев. Главную роль в этом сыграл Игнат Буйницкий. Он собирает свою труппу и разъезжает с ней по всей стране.

Эти люди показали, насколько народный танец белорусов может быть эмоциональным и темпераментным. Популярность этого театра только росла, что дало им возможность быть приглашенными в Польшу и Санкт-Петербург и уже там представлять самобытность своего народа.

Но Буйницкий не останавливался на достигнутом, и в 1907 году он стал основателем белорусского народного театра. Роль режиссера и актера принадлежала в нем и самому Буйницкому. Он сумел передать все краски народного танца, при этом показав его красоту и характерные черты народа.

Белорусские народные танцы имеют множество видов. Самыми популярными являются «Лявониха», «Янка» и «Крыжачок».

Любимый всеми танец «Лявониха»

Как уже говорилось выше, большинство белорусских «Лявониха» не исключение. Одноименная песня является основой танца, так как он возник именно по мотивам диалога, который происходит между Лявонихой и Лявоном, и танец ведется вокруг них. Количество участников не ограничено, лишь бы вам нашлась пара. Танец очень динамичный и стремительный, но несложный, что и принесло ему популярность. Обычно белорусы надевали свою домотканую одежду, исполняя его. «Крутиха» - второе название этой пляски, которое пошло от основного движения - кружения пар.

«Крыжачок»

Такое необычное название танец получил от основной формы, которая определяет построение танцовщиков, а именно от креста и переходов движений крест-накрест. Популярностью «Крыжачок» не уступает «Лявонихе».

Интересным является то, что этот танец в некоторых частях Белоруссии называют более сокращенно - «Крыжак». Вообще крыжаком в этой стране именуют дикого селезня. Поэтому в танце люди стремятся подражать движениям этой птицы. Еще вариацией названия является «Кружачок», а движения здесь больше стремятся к кругу.

«Янка-Полька»

«Янка» - белорусский народный танец, который позаимствовал основные движения из народной польки. Исполняется он так же, как и «Лявониха», только под определенную песню, а именно белорусскую народную «Янку». Темп движений - умеренно-быстрый. Они выполняются с присущими белорусам задорностью и весельем.

Танец не является исключением, он парный. Все движения проходят по кругу. Пары активно выстукивают ритм и кружатся под музыку.

Белорусская народная песня, танец являются важными элементами культуры этого народа. Они дополняют друг друга и тесно переплетены между собой.

Петрова Любовь Витальевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО ДД(Ю)Т
Населённый пункт: г.Туймазы, республика Башкортостан
Наименование материала: конспект занятия по хореографии
Тема: "Белорусский танец"
Дата публикации: 30.01.2017
Раздел: дополнительное образование

Конспект занятия.

Тема:
Упражнения народно-сценического танца у станка. Основные правила и техника исполнения. Белорусский танец. Характерные черты и особенности.
Цель:
Разогрев учащихся, укрепление мышц, овладение техникой танца и выразительностью исполнения. Постановка танцевального этюда в белорусском танце.
Ход работы:
1.Поклон. М.р. 2/4. Исполняется на 8 тактов. Белорусский характер. Исходное положение ног – первая свободная позиция. 2.Разминка по кругу танцевальным шагом в русском характере. М.р. 2/4. (Простой бытовой ход, переменный ход, переменный ход с каблучка, ход с проскальзывающим ударом, шаркающий ход). Обратить внимание на техничность и красочность исполнения. Экзерсис у станка. 1.Плие. М.р. 2/4. Русский характер. Исполняется по 1, 2, 3, 6 позициям. Обратить внимание на координацию исполнения. 2.Батман тандю. М.р. 2/4. Татарский характер. Техника исполнения. Анализ характерных ошибок. 3.Флик фляк. М.р. 2/4. «Яблочко». По 2 раза в каждом направлении. 4.Подготовка к веревочке. М.р. 2/4. Русский характер. Исполняем 4 раза. Обратить внимание учащихся на технику исполнения заворота бедра. 5.Дробные выстукивания. М.р. 2/4. Башкирский характер. Исполняем 8 раз. Исходное положение – 6 позиция. 6.Большие броски работающей ногой под углом 90 градусов. М.р. 2/4. Украинский характер. Исполняем по 4 раза в каждом направлении. 7.Прыжки. Лицом к станку. М.р. 2/4. Белорусский характер. Исходное положение – 6 позиция. Исполняем 16 раз. Обратить внимание учащихся на натянутость ног. 8.Релеве на полупальцы. М.р. 2/4. Татарский характер. Исходное положение – 6 позиция. Исполняем 16 раз. Упражнения на середине зала. 1.Припадание. М.р. 2/4. Украинский характер. Исходная позиция 3 позиция ног. Исполняем по 8 раз с каждой ноги. 2.Мелкий дробный ход «горохом». М.р. 2/4. Русский характер. Исходное положение ног 6 позиция. Исполняем на 8 тактов. 3.Веревочка в комбинации с ковырялочкой. М.р. 2/4. Русский характер. Исходное положение – 5 позиция. Исполняем на 8 тактов. 4.Упражнения по диагонали. Вращения на подскоках, бегунок, «блинчики». Обратить внимание на технику исполнения. Танцевально-постановочная часть урока. 1.Белорусский танец. Отличительные особенности: построение рисунка, массовость, игривость. 2.Основные движения. Объяснение, характеристика, показ.
- Белорусская полька - Притоп - Перескоки из стороны в сторону - Галоп - Полька в повороте - Присядка с подниманием согнутой ноги вперед. М.р. 2/4. «Лявониха». 3.Самостоятельная работа учащихся по закреплению нового материала. Анализ урока.

«История карнавала» - История возникновения карнавала. Карнавал в Ницце. Праздничная колесница. Карнавальные традиции. Представления. Главный закон карнавала. Маска и карнавальный костюм. Культ костюма. Римские сатурналии. Карнавальный сезон. Маскарадное переодевание. Истоки карнавала. Тенерифе. Карнавалы празднуют в Венеции.

«Русский танец» - Русские народные танцы. Игровые – сюжетные танцы. Русские костюмы очень разнообразны. Русские народные костюмы. Эстрадные танцы широко используются в быту – на концертах, в конкурсах. Какие танцы мы танцуем? Современные танцы. Выступление на школьной сцене. В музыке присутствует четкий ритм, используются электронные технологии.

«Карнавалы» - Участницы Цветочной Баталии. Бабочка. Цели и задачи. Карнавалы в Европе. Шутовской костюм. Германия. Мужской костюм Medicus Pest – Доктор Чума. Придворная дама Короля карнавала. Конечный продукт данного проекта – карнавальные костюмы. Испания. Королева карнавала. Столица карнавала – Санта Круус де Тенерифе.

«Музыка для бальных танцев» - Музыка. Особенности. Полонез. Песня «Полька». Карта царства бальных танцев. Сергей Васильевич Рахманинов. Иоганн Штраус. Танцы. Царство бальных танцев. Фридерик Шопен. Музыка танца. Кроссворд. Подвижный танец. Вальс. Полька.

«Танец» - Хореография. Балет. Степ. Актёрское мастерство. Исторический танец. Народный (фольклорный) танец. Бальный танец. Сценический танец. Характерный танец. Формирующие дисциплины балета. Спортивно-бальный танец. Классический танец. Танец. Эстрадный танец. Современный танец. Социальный танец. Хореографическое искусство.

«Бальные танцы» - Первые парные непрофессиональные светские танцы возникли в средневековой Европе. Европейская программа. Бальные наряды латиноамериканской программы. Танец испанских цыган. Танец Румба был зарожден на Кубе. Бальные танцы имеют уникальную историю. Ча-ча-ча. Дебютировал в Американском мюзик-холле и стал очень популярным в танцевальных залах.