Особенности методики и специфика лечебной гимнастики при вялом периферическом параличе с использованием персонального тренинга в домашних условиях. Лечебная гимнастика при спастических парезах и параличах - лечебная физкультура в клинике нервных болезней

Детский церебральный паралич возникает в результате поражения двигательных центров или двигательных путей при вирусных заболеваниях (корь, грипп и др.), сопровождающихся менингоэнцефалитом, или в результате кровоизлияния в мозг при длительных тяжелых либо стремительных родах и др. Детский паралич спастический чаще развивается вследствие кровоизлияния в мозг у недоношенных, родившихся в состоянии асфиксии детей - болезнь Литла (по имени английского врача У. Литла, описавшего ее). Заболевание проявляется повышением тонуса мышц, вследствие чего бедра ребенка повернуты внутрь, колени прижаты одно к другому (в тяжелых случаях ноги перекрещиваются, отчего ребенок не может ни сидеть, ни ходить), стопы касаются земли только носками. При волнениях, резких раздражителях (внезапный громкий звук, резкое неожиданное пассивное движение) тонус мышц усиливается, в силу чего произвольные движения затрудняются. Часто отмечаются насильственные непроизвольные чрезмерные движения – гиперкинезы.

С одной стороны, нет способа лечения, дающего возможность восстановить поврежденный мозг. Однако, если работать по научно обоснованной программе, то нервная система, находящаяся в неповрежденном состоянии, может выполнять все свои функции. Программы по физическому воспитанию играют ведущую роль в комплексной реабилитации детей с ДЦП. Руководитель, тщательно проанализировав особенности двигательной среды каждого больного церебральным параличом, должен составить программу, дающую возможность стимулировать двигательные функции. При составлении комплексов упражнений надо быть внимательным к больным с церебральным параличом (спастической диплегией или в атонической форме), так как выполняемые ими упражнения требуют большей активности, чем непроизвольные мышечные движения.

У больных с церебральным параличом отмечается недостаток силы восприятия, и его можно устранить в какой-то степени посредством реализации программы упражнений. Дефекты восприятия в основном восполняются программой упражнений для развития зрительных и тактильных ощущений.

Программа коррекционной работы направлена на снижение примитивных рефлексов, повышение двигательной силы, развитие способности удерживать равновесие тела, выполнение ритмических движений.

Общими и обязательными принципами для всех методик ЛФК являются:

1. Регулярность, систематичность и непрерывность применения лечебной гимнастики.

2. Строгая индивидуализация упражнений ЛФК в соответствии со стадией заболевания, его тяжестью, возрастом ребенка, его психическим развитием.

3. Постепенное, строго дозированное увеличение физической нагрузки.

Приводим способы и содержание упражнений для работы с детьми, страдающими церебральным параличом:

1. Упражнения для растягивания мышц: снятие напряжения в мышцах, профилактика тератогенеза, расширение диапазона движения.

2. Упражнения для развития чувствительности мышц; для выработки силы, дающей возможность регулировать определенный участок мышцы.

3. Упражнения для улучшения функционального состояния нервной ткани посредством тренировки чувствительности нервов.

4. Упражнения взаимного влияния для укрепления ведущих и антагонистических групп мышц.

5. Упражнения на выносливость, для поддержания эффективности функционирования органов.

6. Тренировка на расслабление, для устранения спазмов, напряженности и судорог.

7. Тренировка ходьбой (для обучения нормальной ходьбе).

8. Тренировка органов чувств: упражнения для стимулирования органов чувств через повышение чувствительности мышц.

9. Упражнения на подъем по наклонной плоскости для улучшения равновесия и двигательной силы.

10. Упражнения на сопротивление: постепенно увеличивающаяся тренировка на сопротивление для развития мышечной силы.

Больные с церебральным параличом могут развивать мышечную силу посредством выполнения упражнений с постепенно увеличивающейся интенсивностью. Если не проводить таких тренировок, то потенциальные двигательные возможности останутся нереализованными. Основными недостатками лечебной гимнастики при церебральном параличе являются недооценка принципа общей тренировки и сведение всей гимнастики только к специальной. Специальная физкультура путем использования ограниченных упражнений для больных церебральным параличом, которые не могли освоить основные функциональные движения, должна обеспечить возможность наибольшего развития их физической силы.

При участии больных с церебральным параличом в спортивных играх необходимо применять игры, соответствующие их двигательной силе, или упрощать правила общеизвестных игр и условия их проведения. Например, если больные с церебральным параличом играют в футбол, следует отрегулировать величину ворот или расставить детей на местах игрового поля, где требуется меньше движений. Многие виды спорта предъявляют различные требования к степени двигательной активности, поэтому следует пересмотреть правила и используемый инвентарь. Важно тщательно учитывать индивидуальную двигательную активность каждого больного с церебральным параличом. Двигательные функции при каждой форме церебрального паралича: спастической диплегии, атонической и астатической формах - отличаются своеобразием. Если при спастической диплегии сравнительно легче осваиваются упражнения, требующие непрерывного движения, то при астатической форме более подходящими являются кратковременные упражнения, дающие возможность чаще отдыхать между упражнениями. Если отдых и затрудняет развитие техники упражнений, он одновременно дает возможность предотвратить непроизвольные мышечные спазмы. Атоническая форма выдвигает несколько другую проблему. Больные с этой формой паралича особенно страдают при упражнениях на поддержание равновесия. Основная трудность выполнения упражнений для больных с церебральным параличом заключается в том, что каждый из них имеет свою двигательную силу, что важно учитывать при выборе вида упражнений. Больным с церебральным параличом следует чаще давать возможность отдыхать, продолжительность и частоту отдыха необходимо варьировать, следя за степенью сопротивления при выполнении упражнений.

Важны также порядок и степень сложности упражнений. Программа упражнений с постепенным возрастанием степени сложности дает возможность выбрать движения, соответствующие силе больного ребенка.

Для выполнения на первой стадии занятий, в начальных классах школы, предусмотрены ходьба, подскоки, перепрыгивания, прыжки, броски, удары ногой, прием мяча и др.

В средних классах школы в программу занятий по физической культуре входят движения, дающие возможность оптимально разработать физическую силу.

В старших классах предусматривается овладение техникой разных видов спорта, эффективно поддерживающих достаточный уровень развития силы: ручного мяча, стрельбы из лука, бадминтона, плавания, гольфа, а также вольные упражнения. Это дает возможность встречаться со многими людьми, расширять социальные контакты и по окончании школы с пользой проводить свободное время.

Больным с церебральным параличом после выпуска из школы должна быть предоставлена возможность продолжить освоение техники того или иного вида спорта, так как людям с затруднением в движениях для освоения техники требуется больше времени, чем всем остальным. С 1978 г. проводятся спортивные состязания по таким видам спорта, как кегли, бильярд, настольный теннис, стрельба из лука, поднятие штанги, плавание, велосипедный спорт, слалом на колясках, позволяющим больным с церебральным параличом соревноваться и участвовать в общественной жизни. Функциональные возможности каждого участника состязаний уравниваются.

Страница 20 из 35

Выпадения или ограничения движений верхних и нижних конечностей зависят от локализации травмы спинного мозга.
Так, спастические параличи и парезы развиваются в результате травмы верхнешейного отдела позвоночника (I-IV шейные позвонки). При ранениях нижнешейного отдела (IV шейный и II грудной позвонок) часто возникает смешанный синдром спастического паралича нижних конечностей с явлениями паралича или пареза верхних конечностей. При травматических повреждениях грудного отдела позвоночника (III-XII позвонки) наблюдается спастическая параплегия нижних конечностей с расстройством мочеиспускания. При поражении I поясничного - II крестцового позвонков, т. е. области поясничного утолщения спинного мозга, наблюдается периферический паралич нижних конечностей с расстройствами чувствительности и мочеиспускания.
Если поврежден конский хвост (cauda equina), то бывает вялая параплегия с расстройством мочеиспускания и
болями.
При травмах спинного мозга выпадает тормозящее влияние коры головного мозга, повышается рефлекторная возбудимость, усиливается автоматическая деятельность спинного мозга, что ведет к развитию содружественных движений к спазмам более сильных мышц конечностей. Это способствует возникновению спастических контрактур, и антагонисты, находясь в растянутом состоянии, еще больше слабеют. Спастические контрактуры создают условия для фиброзных изменений в суставах, нарушения двигательной функции стабилизируются, что обусловливает стойкую вынужденную позу больного.
Характерная поза таких больных - рука приведена, предплечье согнуто и пронировано, кисть к пальцы согнуты, нога разогнута в тазобедренном и коленном суставах, стопа согнута в подошве, иначе говоря, верхняя конечность укорочена, нижняя удлинена. Спастическое состояние мышц крайне затрудняет как пассивные, так и активные движения.
Активные движения больные выполняют со значительным усилием, так как им приходится преодолевать сопротивление мышц-антагонистов. Это вызывает изменение позы и выражения лица, быстро утомляет. Вольной выполняет движения медленно, их амплитуда ограничена и количество затраченной энергии не соответствует конечному результату движения.
Основные трудности при лечебной гимнастике заключаются в преодолении спазма, уменьшении рефлекторной возбудимости, судорог, укреплении паретичных мышц и развитии координации движений. Важно выбрать удобную для больного позу, которая сама по себе способствовала бы расслаблению спастически напряженных мышц.
Рефлекторную возбудимость спинного мозга и ригидность мышц снижают массаж и пассивная гимнастика. Пассивные движения обычно сочетают с активными. При резких расстройствах движений и сильном спазме уделяют больше внимания массажу и пассивным движениям. По мере развития движений и уменьшения ригидности пассивные упражнения постепенно заменяют активными. При спастических параличах необходимо массировать все мышцы ослабленных конечностей, включая наиболее ригидные, дозируя интенсивность массажа в соответствии с реакцией мышц больного и не допуская усиления их напряжения. Массаж должен быть поверхностным, он призван понижать мышечный тонус. Рекомендуется использовать поглаживание, растирание, разминание (ограниченно), катание валиков, потряхивание и растяжение. Эти приемы сочетают с пассивными движениями.
Массаж в теплой воде снижает спастическое напряжение мышц конечностей. Тепловое и механическое действие воды способствует уменьшению спазма, рефлекторной возбудимости, утоляет боли. Обычные приемы лечебного массажа выполняемые в воде, дополнительно воздействуют на двигательный аппарат, что обеспечивает большую полноценность активных упражнений.
Массаж паретичных мышц подготавливает больного к пассивным и активным движениям. Пассивные движения делают в спокойном, медленном темпе и в таком объеме, чтобы не вызвать боли или усиления ригидности при спастических параличах. Объем движений постепенно увеличивают, темп ускоряют в зависимости от субъективных ощущений больного и степени испытываемого сопротивления. Необходимо учитывать, что напряженные антагонисты препятствуют пассивным движениям. При спастических параличах целесообразно сближать точки прикрепления этих мышц, уменьшая таким образом их сопротивление.

Так, например, пассивное отведение бедра совершается в большем объеме при согнутом бедре, тыльное сгибание стопы-при согнутом колене, разгибание пальцев - при согнутой кисти. Целесообразно вводить пассивные противосодружественные движения, так как они сочетают в себе элементы сгибательных и разгибательных синергий. Эти упражнения позволяют значительно растягивать сразу несколько спастических мышц (поднимать руку или отводить ее, одновременно супинируя и разгибая предплечье, кисть и пальцы). Упражнения рекомендуются только тогда, когда они не усиливают ригидность мышц.
Нужно приучать больных к пассивным движениям с помощью здоровой конечности. Больные должны активно выполнять движения несколько раз в день. Во время пассивных упражнений необходимо следить, чтобы больной расслабляя мышцы, удобно лежал или сидел. Амплитуда ритмичных, спокойных движений должна быть ограниченной. Начинать движения следует из среднего физиологического положения.
Активные упражнения являются прекрасным средством воздействия на нервную систему больного. При применении лечебной гимнастики стремятся выявить начальные произвольные движения. Для этого назначают удобные для больного исходные положения, облегчающие выполнение даже элементарного движения. При появлении активных движений больному помогает методист лечебной физической культуры или медицинская сестра, которые поддерживают конечность рукой или лямкой (типа гамака), чтобы исключить трение конечности о постель. Нужно побуждать больного к волевому напряжению при движении. Если оно вызывает боль или судороги, то его заменяют движениями для здоровых мышечных групп, а к упражнению для паретичной мышечной группы возвращаются позже. При тренировке паретичных конечностей чередуют упражнения для дистальных и проксимальных сегментов, включая между этими движениями общеразвивающие и дыхательные упражнения. Активные движения для верхних и нижних конечностей обычно сочетают с корригирующими упражнениями для позвоночника.
Подбор и применение упражнений обусловливаются прежде всего локализацией параличей и парезов. Упражнения для паретичных конечностей чередуют с упражнениями для позвоночника, с общеукрепляющими (для здоровых мышечных групп) и дыхательными упражнениями.
Лечебная гимнастика при указанных выше поражениях остается основным методом даже в позднем периоде. Главная задача физических упражнений при вялых формах - укрепление мышц, а при спастических - отработка управления ими, поэтому при разных формах нарушения движений комплекс упражнений будет существенно различаться (табл. 8).
Таблица 8
Схема методических особенностей применения физических упражнений при различных формах двигательных расстройств (по схеме С И. Уаровой-Якобсон, дополненной В. Н. Мошковым)

Растяжение спастически сокращенных мышечных групп рассматривают как специальные виды движений при спастических парезах. Следует пристально следить за тем, чтобы конечности больного не оставались в неправильных, обусловленных спастическим состоянием мышц положениях, ограничивающих движения в суставах и способствующих развитию в них деформации. Движения следует выполнять медленно, ритмично, так как грубые движения с резким растяжением увеличивают ригидность.
В борьбе с парезами и дискоординацией движений целесообразно учитывать рекомендации В. Л. Найдина: начало движения и точность остановки, скорость движения, ускорение и замедление, а также постоянно иметь в виду амплитуду и дозировку упражнений. Приводим методы лечебной гимнастики, способствующие устранению вторичных нарушений [Найдин В. Л., 1972]:


Для развития координации движений в первое время назначают наиболее простые упражнения (для отдельных суставов), совершаемые в какой-либо одной плоскости. Иногда такие «изолированные» (для ограниченных мышечных групп) движения очень трудные для больных вследствие развившихся синкинезий. Для борьбы с данным видом двигательных расстройств назначают элементарные противосодружественные упражнения. Методист лечебной физической культуры придерживает ту конечность, которая непроизвольно включается в движение при работе другой конечности. Этот прием способствует «изолированности» движения паретичных мышечных групп. Кроме противосодружественных движений, назначают и содружественные. Их выполняют с помощью соответствующей здоровой конечности: если сгибание одной ноги в тазобедренном и коленном суставах затруднено, то сгибание одновременно больной и здоровой ноги облегчает выполнение упражнения.
Для понижения ригидности мышц упражняемой конечности делают движения с ограниченной амплитудой. Для этого вводят упражнения с помощью здоровой конечности, участие которой или исключает, или ограничивает силовое напряжение мышечных групп паретичной конечности. Для снижения повышенного тонуса мышц используют маховые упражнения как для верхних, так и для нижних конечностей с постепенным увеличением амплитуды движений. Такие движения обусловливают расслабление мышечных групп. Больных следует научить расслаблять мышцы, что помогает выполнять движения в большем объеме. С этой целью используют элементарные приемы массажа и пассивные движения с ограниченной амплитудой. Для уменьшения спастических явлений в дистальных сегментах конечностей (кисть, стопа) кисть или стопу прокатывают по вращающемуся валику.
При спастических моно- и параплегиях верхних конечностей широко применяют упражнения в метании и ловле мячей, сначала волейбольных и теннисных, а в дальнейшем медицинболов. Различные способы захватывания, бросания, ловли способствуют развитию координации движений верхних конечностей. Эти упражнения сопровождаются радостными эмоциями, отвлекают больных от ухода в болезнь, что способствует снижению мышечного тонуса и выполнению движений в большом объеме. Важным элементом методики, по Форстеру, следует считать воспитание простейших двигательных навыков самообслуживания (застегивание и расстегивание пуговиц, одевание и др.). С этой целью включают упражнения для пальцев с мелкими предметами и лепку.
При занятиях лечебной гимнастикой с больными данной группы рекомендуется использовать валики, гимнастические палки, булавы, гантели, мячи теннисные, волейбольные, медицинболы и мелкие аппараты механотерапевтического типа. Используют также гимнастическую стенку, высокие и низкие скамьи, горизонтальную лестницу. На высокой и низкой скамьях выполняют разнообразные движения в положении сидя. Гимнастическая стенка и горизонтально-наклонная лестница служат для развития функции рук и пояса верхних конечностей, а также для обучения ходьбе. В процедурах лечебной гимнастики сочетают специальные упражнения для паретичных мышечных групп с общеукрепляющими упражнениями, так как восстановление функции патологически измененных мышц возможно не при их изолированном сокращении а при одновременном использовании всей координационной деятельности опорно-двигательного аппарата.

Детский церебральный паралич (ДЦП) - это собирательный термин, объединяющий группу синдромов двигательных нарушений, которые могут возникнуть в результате неправильного развития мозга или его повреждения в процессе внутриутробной жизни плода, а также во время родов или в первые месяцы жизни ребенка. Для данного заболевания характерны изменения мышечного тонуса, отсутствие способности правильно сохранять вертикальную позу, выполнять целенаправленные движения.

Одним из самых важных средств реабилитации детей с церебральным параличом является лечебная физкультура (ЛФК). Цель занятий ЛФК при ДЦП - это развитие способностей к произвольному торможению движений, улучшение координации движений, снижение гипертонуса мышц, увеличение амплитуды движений в суставах. Также задачей ЛФК при ДЦП является обучение детей бытовым навыкам, самообслуживанию, элементам трудовых процессов. В процессе занятий лечебной физкультурой у ребенка будут вырабатываться правильные движения и новые навыки.

Процесс самореабилитации осуществляется на основе персонального тренинга. Персональный тренинг представляет собой совместную деятельность инструктора-методиста и больного. Этот процесс состоит из следующих фаз: подготовка, диагностика, планирование действий, реализация, завершение. Каждая фаза имеет конкретное содержание (рис. 3).

Методика применения лечебной гимнастики в сочетании с самомассажом в процессе двигательной самореабилитации для больных после выписки из стационара осуществляется с использованием специальных физических упражнений, методов (объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемного изложения) и приемов, способствующих овладению методическими, двигательными, бытовыми, профессиональными умениями и навыками, их восстановлению и укреплению.

Лечебная гимнастика включает целенаправленные физические упражнения: дыхательные и силовые упражнения; упражнения на формирование и закрепление навыка правильной осанки, координацию движений парализованных конечностей, из которых формируются комплексы физических упражнений.

Важным дополнением к лечебной гимнастике является выполнение самомассажа с применением следующих приемов: поглаживание, растирание, разминание, потряхивание. Самомассаж выполняется после лечебной гимнастики .

Рис. 3. Содержание персонального тренинга

Особенность методики заключается в постепенном переходе от специальных упражнений, применяемых в лечебной гимнастике, к упражнениям на блоках, разработанным В.И. Дикулем . Тренировочные занятия на блоках основываются на принципах построения силовой тренировки с отягощениями на начальном этапе для лиц с низким уровнем физической подготовленности:

    а) развить общие физические качества (силу, быстроту, ловкость, гибкость) при помощи физических упражнений;

    б) усвоить отдельные детали выполнения техники упражнений, сформировать новые или восстановить ранее имевшиеся специальные навыки;

    в) увеличить силу отдельных мышечных групп, особенно отстающих в развитии;

    г) повысить уровень специальной выносливости посредством постепенного увеличения общего количества подъемов на занятиях .

В разработанной нами методике двигательной самореабилитации больных после выписки из стационара комплексы упражнений В.И. Дикуля динамического характера дополняются статическими упражнениями (удержание определенной позы или положения). Исключаются физические упражнения, способные вызвать повторение травмы. К ним мы относим упражнения, при выполнении которых происходит значительная вертикальная нагрузка на позвоночник (травмированные позвонки). Содержание лечебной гимнастики предполагает последовательное выполнение комплексов физических упражнений в конкретном периоде и этапе с определением цели.

При выполнении упражнений на координацию не допускается значительное утомление парализованных конечностей.

Продолжительность занятия 20-25 минут: 1 подход по 5-6 повторений в каждом упражнении, темп средний. Содержание разработанной методики направлено на повышение функциональных возможностей дыхательной и сердечнососудистой систем, восстановление основных физических качеств, формирование навыков правильной осанки больного после полученной травмы с помощью комплексов физических упражнений лечебной гимнастики и силовых упражнений на блоках. Направленность упражнений и компоненты физической нагрузки зависят от цели периода и задачи конкретного этапа (табл. 7).

Первый период (восстановительный-постстационарный). Все упражнения выполняются в исходных положениях лежа на спине и животе. Частота занятий - 3 раза в неделю.

Первый этап (до 30 дней)

На данном этапе выполняются упражнения лечебной гимнастики (общеразвивающие, специальные дыхательные упражнения, упражнения на осанку). Продолжительность занятия на первом этапе курса реабилитации составляет 10-15 минут: 1 подход по 2-4 раза в каждом упражнении, темп медленный.

Большое внимание уделяется обучению больных правильному дыханию: грудному и брюшному для устранения изменений, связанных с длительным нахождением больного в положении лежа. Не допускается подъем ног выше 45 °.

Таблица 7. Содержание лечебной гимнастики при вялом периферическом параличе конечностей

Второй этап (31-60 дней)

К упражнениям первого этапа добавляются упражнения на развитие координации поврежденных конечностей: ходьба с сохранением правильной осанки (ходьба с высоким подыманием бедра, поворотами на 90°, прохождение по прямой линии и т.д.); выполнение двигательных действий на развитие моторики рук (ловля и броски предметов, лепка из пластилина, поделки из бумаги и т. д.).

Второй период (переходный). Упражнения выполняются в исходных положениях: лежа на спине, животе, коленно-кистевое, на коленях, стоя. При выполнении упражнений в исходном положении коленно-кистевое спина должна быть прогнута, т. к. в этом положении происходит разгрузка позвоночника.

Частота занятий - 3 раза в неделю. Характеризуются возрастанием продолжительности занятия до 45 минут. Упражнения лечебной гимнастики, используемые в предыдущих этапах выполняются по 2 подхода в среднем темпе, на блоках - по 1-3 подхода в медленном темпе.

Третий этап (61-120 дней)

К упражнениям первых двух этапов добавляются 7 упражнений на блоках, которые выполняются в положении стоя. Упражнения на блоках необходимо начинать с 1 подхода и постепенно доводить до 3-х к концу этапа. Отдых между подходами 2-3 минуты. Упражнения выполняются с опорой о стену, стул, вес подбирается так, чтобы больной не испытывал значительного напряжения. Не рекомендуется допускать болевых ощущений в месте травмы во время выполнения упражнений.

При работе на блоках обратить внимание на правильность осанки (при осмотре сбоку правильная осанка характеризуется несколько приподнятой грудной клеткой и подтянутым животом, выпрямленными нижними конечностями, умеренно выраженными физиологическими изгибами позвоночника. Ось тела проходит через ухо, плечевой и тазобедренный сустав и сер едину стопы) .

Продолжительность занятия 30-35 минут. Каждое упражнение выполняется 6-8 раз. Темп медленный и средний.

Четвертый этап (121-180 дней)

К упражнениям на блоках, кроме выполнения в исходном положении стоя, добавляются 2-3 упражнения в положении лежа. Они выполняются по той же схеме третьего этапа.Продолжительность занятия 40-45 минут. Упражнения выполняются по 810 раз. Темп медленный и средний.

Во втором периоде упражнения лечебной гимнастики по мере адаптации к нагрузкам необходимо усложнять. Некоторые упражнения можно усложнять путем соединения различных простых упражнений в одно, другие упражнения выполняются с гантелями разного веса, утяжелителями, с сопротивлением, создаваемым инструктором.

В восстановительный и переходный периоды выполнение лечебной гимнастики в процессе тренировочных занятий осуществляется в следующей последовательности:

  1. комплекс целенаправленных физических упражнений;
  2. комплекс упражнений на формирование и закрепление навыка правильной осанки;
  3. комплекс упражнений на восстановление координации движений в поврежденных конечностях.

Направленность физических упражнений в занятиях в течение недели распределяется следующим образом: занятие 1 - мышцы ноги; занятие 2 - мышцы руки; занятие 3 - мышцы спины.

Третий период (тренировочный). Исходные положения для выполнения упражнений усложняются. Увеличивается объем нагрузки до 10-12 повторений в каждом упражнении. Частота занятий (3 раза в неделю) и продолжительность занятия (40-45 минут) остаются такими же, как и на 4 этапе.

Пятый этап (181-240 дней)

Вводятся упражнения, выполняемые в положении сидя, при выполнении упражнений лежа ноги рекомендуется поднимать до 90°.

Комплексы упражнений лечебной гимнастики выполняются по 2 подхода, а на блоках - в исходном положении стоя и лежа - 3 похода, сидя - 1-3 подхода. Темп медленный и средний.

Шестой этап (241-360 дней)

В процессе рассматриваемого этапа выполняются упражнения только на блоках и количество подходов увеличивается до 5. Темп средний.

Занятия проводятся 3 раза в неделю по одному из предложенных вариантов:

  1. понедельник, среда, пятница;
  2. понедельник, вторник - выполнение упражнений на блоках; среда - отдых;
  3. четверг, пятница - выполнение упражнений на блоках; суббота - отдых.

Для снижения физической нагрузки необходимо все упражнения одного занятия разделить на два комплекса по воздействию на группы мышц: мышцы ног и спины; мышцы живота и рук.

При занятиях по предложенной методике вес отягощений необходимо подбирать так, чтобы упражнение не вызывало трудности при выполнении и не было болевых ощущений в области травмы; не допускается вертикальная нагрузка на позвоночник, т. к. велика вероятность повторения полученной травмы; по мере тренированности организма необходимо увеличивать долю выполняемых упражнений, а в дальнейшем полностью перейти на блочные упражнения, потому что упражнения, применяемые на начальных этапах методики, становятся малоэффективными.

Комплексы упражнений на формирование и закрепление навыка правильной осанки необходимо выполнять не реже 3 раз в неделю, выполнение данных упражнений менее 3 раз в неделю снижает приобретенный оздоровительный эффект.

Комплексы упражнений на восстановление координации парализованных конечностей применяются со 2 этапа реабилитации и после упражнений на осанку.

Если движения выполняются со значительным усилием и практически не контролируются больным, то используются на парализованную конечность пассивные, изометрические упражнения и добавляются дыхательные упражнения.

После того как больной начинает контролировать выполняемые действия больной конечности, применяются упражнения со скольжением конечности по гладкой поверхности, а также упражнения, выполнение которых облегчается путем сгибания конечностей.

При самостоятельном передвижении больного используются упражнения, направленные на улучшение координации движений (упражнения на осанку с постепенным усложнением: ходьба с остановками, выполнение полуприседов ссохранением правильной осанки), на восстановление координации парализованной руки, эффективны упражнения с ловлей и метанием предметов (клубок ниток или мячик). Обязательное условие усложнения - выполнение бросков, увеличение веса предмета и уменьшение его размеров по мере выздоровления больного (прил. 2).

Анализ научно-методической литературы и исследования констатирующего эксперимента позволили выявить, что практически все упражнения, воздействующие на мышцы спины и брюшного пресса, должны выполняться с задержкой положения в крайней точке движения . Время задержки по мере тренированности возрастает с 1-2 секунд до 15-20 секунд.

Организационно-педагогические условия:

    самопознание (стимулирование и развитие у больного опыта самодиагностики);

    формирование внутренней и внешней мотивации к восстановлению профессионально-важных способностей;

    учет индивидуальных особенностей полученной травмы, возможных затруднений и способов их преодоления;

    наличие четко заданной цели и программы ее достижения;

    обучение больного теоретическим знаниям, практическим умениям и навыкам самоконтроля в области физической реабилитации.

При составлении комплексов физических упражнений по возможности не включать упражнения, способствующие развитию силы мышц рук. Таким путем устраняется возможность развития заместительной функции рук и ног.

При выполнении пассивных упражнений: пассивная разработка проводится по направлению от центра к периферии (тазобедренный, коленный, голеностопный, пальцы - это для нижней конечности). В последующем, кроме проработки суставов от центра к периферии, присоединяется проработка и от периферии к центру. Темп выполнения медленный. Обязательное условие при выполнении пассивных упражнений - следить за дыханием . При выполнении движений необходимо проговаривание выполняемых действии.

Прежде чем рассмотреть особенности организации двигательной самореа- билитации больных пожилого возраста после выписки из стационара необходимо определить возрастные рамки и особенности организма данного периода жизни. Пожилой возраст: 55-60 до 75 лет у женщин и мужчин. Характеристикой данного возраста является неуклонное снижение возможностей организма, таких как физиологические качества, работоспособность, максимальные возможности кровообращения и дыхания уменьшаются до 70 и даже до 50 % тех значений, которые были у того же человека в 25-35 лет, даже если он оставался всё время здоровым .

Методика двигательной самореабилитации больных пожилого возраста с травмами позвоночника с повреждением спинного мозга после выписки из лечебного учреждения включает трудотерапию, комплексы целенаправленных физических упражнений в комплексе с самомассажем и специальным питанием.

При составлении комплексов физических упражнений необходимо учитывать не только особенности травмы и нарушения функций организма вследствие ее получения, но и происходящие возрастные изменения в организме в данном возрасте. Одним из серьезных осложнений, возникающих при двигательной само- реабилитации больных пожилого возраста с травмами позвоночника с повреждением спинного мозга, является развитие такого заболевания как остеопороз. Необходимо включить в рацион питания больных продукты богатые витаминами и микроэлементами. Особое внимание следует уделить восстановлению потребности организма в кальции и витамина D . В молоке кальций находится в наилучшей форме для усвоения .

Как указано выше, одной из особенностей данного возраста является снижение работы сердечно - сосудистой и дыхательной систем, в результате травмы наблюдается резкое снижение ЖЕЛ вследствие нахождения больного в условиях гиподинамии. Это способствует еще большему негативному влиянию на организм больного. Поэтому необходимо в течение дня выполнять дыхательные упражнения . Для увеличения эффекта от выполнения дыхательных упражнений необходимо перед ними выполнить самомассаж груди и живота. Кроме этого самомассаж живота способствует нормализации деятельности внутренних органов.

Важным дополнением к вышеуказанным средствам двигательной самореа- билитации является применение солнечных и воздушных ванн. Особенно полезны занятия на свежем воздухе. Некоторые авторы рекомендуют проводить больному весь день на свежем воздухе. Воздух и солнечное излучение благотворно влияют на организм больного. Солнечные лучи способствуют образованию в организме витамина D, вследствие чего происходит заживление ран (пролежней). Кроме этого, солнечные и воздушные ванны способствуют повышению сопротивляемости организма к простудным заболеваниям. Во избежание ожогов от воздействия солнечных лучей то можно надевать на больного легкую одежду, через которую может проходить до 50-70 % солнечных лучей, особенно хорошо пропускают ультрафиолетовые лучи ткани из капрона и нейлона. Необходимо учитывать следующие условия комфортного применения воздушных ванн: температура воздуха летом + 23-25 ° C, скорость движения воздуха 0,2-0,4 м/с. относительная влажность воздуха 50 % .

Не рекомендуются перерывы в занятиях, если нет особых противопоказаний: высокая температура, давление, невыносимые боли и т.д. В случае, если тяжело справиться с нагрузкой, можно снизить интенсивность занятий, количество повторений, но ни в коем случае не прекращать заниматься ни на один день. Также необходимо рациональное лечебное питание. Только такое отношение к процессу двигательной самореабилитации позволит в максимально короткие сроки восстановить утраченные функции.

Таким образом, разработанная методика лечебной гимнастики, включающая комплексы физических упражнений, позволяет эффективней восстановить ослабленные функции организма, устранить побочные явления травмы: снижение мышечного тонуса, сухожильных, периостальных и кожных рефлексов, чувствительности и нарушения трофики; укрепить сердечно-сосудистую и дыхательную систем.

Штоколок В.С. Методика обучения двигательной самореабилитации...

Детский церебральный паралич (ДЦП) это паралич центральной нервной системы, который проявляется в результате поражения одного или нескольких отделов головного мозга. Существует огромное количество методик, применяемых для лечения таких пациентов, но в данной статье речь пойдет об ЛФК при ДЦП, или, другими словами - все о применении лечебной физкультуры для лечения больных ДЦП.

ДЦП проявляется в затруднении выполнения некоторых движений или, наоборот, непроизвольному выполнению тех или иных движений. ЛФК призвана не только укрепить организм пациента, но и научить его осуществлять контроль над своим телом. Можно сказать, что ДЦП и спортзал неразрывно связаны друг с другом.

Мама занимается с ребенком на валиках

Физические нагрузки методом ЛФК преследуют следующие цели:

  1. Обучение бытовым навыкам и умениям.
  2. Знакомство пациентов с трудом (метод трудовой терапии).
  3. Обучение больного приемам самообслуживания.

Основные принципы лечебной физкультуры

  • систематичность и регулярность (непрерывный характер занятий крайне важен, так как мышечная память довольно быстро забывает некоторые моменты);
  • увеличение нагрузки должно происходить не скачкообразно, а плавно, учитывая состояние пациента;
  • индивидуальный подход (в подобной ситуации только работа индивидуально, групповой подход исключен);
  • прием во внимание возраст ребенка и его состояние.

Так какую же роль оказывают физические упражнения на организм малыша, страдающего ДЦП:

  • общеоздоровительное;
  • препятствует формированию спаек между нервными окончаниями;
  • укрепляющее;
  • способствует активизации ослабленных мышц;
  • устраняет сколиоз (искривление позвоночника);
  • улучшает кровообращение (за счет этого происходит активизация мозговой деятельности).

Упражнение на фитболе

Можно применять для ЛФК метод доктора Бандурина. Который в себя включает тридцатиминутные занятия лечебной физкультурой и часовой сеанс массажа.

Примеры ЛФК при ДЦП

ЛФК для детей с ДЦП включает в себя несколько самостоятельных направлений. Как правило, это не всегда гимнастика, но и некоторые другие формы в том числе упражнения:

  • для осуществления поддержки двигательных функций;
  • укрепления суставов;
  • мышц живота;
  • туловища и шеи;
  • коррекции дыхания;
  • мимики;
  • эмоций.

Помимо прочего, различают такие подвиды ЛФК, как лечение:

  1. Положением.
  2. Растягиванием.
  3. Ходьбой.

Кстати, для лечения ДЦП применяют массаж и йогу.


Различают спастическую форму болезни и астеническую. В первом случае все упражнения должны носить непрерывный характер, для получения максимального эффекта, а во втором они должны быть непродолжительными по времени с обязательными перерывами.

Поддержка двигательных функций

Для поддержки двигательных функций малыша применяют следующий комплекс упражнений:

С пяток на колени

Исходное положение - ребенок сидит на пятках.

Доктор (родитель) встает перед ним и кладет руки пациента на свои плечи. Ребенок должен встать на колени из исходного положения. Задача доктора стимулировать такие попытки

Перенос веса с одной ноги на другую

Исходное положение - специалист поддерживает ребенка подмышками, находясь сзади.

Доктор плавно перемещает ребенка влево и вправо, чтобы пациент научился переносить вес с одной ноги на другую. Важно, чтобы во время переноса веса тела на одну ногу вторая нога была оторвана от пола, а руки разведены в стороны.

Вариант выполнения переноса веса с одной ноги на другую

Исходное положение - ребенок находится в положении сидя на корточках.

Специалист надавливает на колени малыша руками из-за спины и постепенно наклоняет туловище пациента. В таком положении колени самопроизвольно должны начать разгибаться.

Вариант упражнения

Вставание

Исходное положение - ребенок сидит на стуле

Врач становиться перед ним и слегка наступает на его ноги. Нога врача не должна причинять малышу боль или дискомфорт. Руки больного поднимаются вверх и слегка тянуться специалистом, что провоцирует самостоятельный подъем со стула.

Равновесие

Исходное положение - малыш стоит, причем одна нога выставлена вперед.

Для данного упражнения потребуется присутствие двоих взрослых. Один становиться перед лицом, второй за спиной у больного. Поочередно производятся толчки (не диагонально, а напрямую в грудь и спину). Упражнение тренирует равновесие у малыша.

Упражнение на удержание равновесия

Первые шаги

Исходное положение - ребенок стоит.

Врач начинает подтягивать больного за руку слегка толкая его в разные стороны, чтобы спровоцировать сделать шаг.

Давление стопами

Исходное положение - ребенок лежит на спине, ноги согнуты в коленях.

Врач контролирует, чтобы стопы пациента давили в поверхность пола. Данное упражнение позволяет повысить опороспособность.

Давление стопами в пол

Суставы

ЛФК для детей с ДЦП состоит из большого количества упражнений как в тренажерном зале, так и без применения специальных приспособлений. Работа над суставами важная составляющая успешного лечения больного. Комплекс упражнений для активизации работы суставов в себя включает:

Поочередное сгибание

Исходное положение - ребенок лежит на спине, причем его конечности выпрямлены вдоль тела.

Врач поочередно сгибает в колене то правую, то левую ногу, стараясь достать до живота (если это вызывает дискомфорт, можно ограничиться обычным сгибанием конечности в колене).

Отведение бедра

Исходное положение - пациент лежит на боку.

Специалист помогает пациенту отводить в сторону бедро верхней ноги. Данное упражнение помогает развивать суставы нижних конечностей.

Вариант выполнения упражнения

Упражнение со столом

Исходное положение - ребенок лежит на животе на столе, причем его ноги свисают вниз.

Так как больной ребенок, скорее всего, будет поджимать ноги данное адаптивное упражнение заключается в стимулировании малыша постепенно разогнуть ноги.

Порядок разгибания ног

Пружина

Исходное положение - малыш лежит на животе, а под тазом у него находится валик (можно использовать свернутое махровое полотенце).

Врач приподнимает ребенка за руки и начинает делать небольшие рывки, чтобы происходили пружинящие движения.

Сгибание рук

Исходное положение - ребенок лежит на спине, его голова повернута влево или вправо, в зависимости от того, какая рука будет выполнять упражнение.

Врач производит сгибание той руки, на которую смотрит пациент. Это позволяет не просто отработать автоматизм при сгибании, но и помогает осознать малышу, что именно происходит с его телом в тот или иной момент.

Мышцы живота

Методика тренировки мышц живота похожа на тренировку обычных спортсменов, выполняющих упражнения для мышц брюшного пресса, с той разницей, что ребенку с ДЦП необходима помощь постороннего человека.

Сгибание и разгибание

Исходное положение - малыш располагается на коленях у мамы и прижимается спиной к ее груди.

Мама вместе с малышом наклоняется вперед, после чего держит его ноги и тазобедренный сустав, для того, чтобы малыш вернулся в исходное положение самостоятельно. Возможно, на первоначальном этапе он не сможет этого сделать, тогда мама должна будет помочь.


Переворот

Врач помогает малышу выполнить мах левой или правой ногой, тем самым провоцируя его перевернуться со спины на живот и обратно. Подключать к перевороту руки не следует.

Вдох - выдох

Исходное положение - пациент лежит на спине.

Фитнес имеет много упражнений, связанных с дыханием, одно из таких применяется во время ЛФК для детей с ДЦП. Ребенок делает вдох и выдох, причем на выдохе живот должен втягиваться, а на вдохе округляться.

Наклоны к ногам

Исходное положение - ребенок сидит на полу, ноги вытянуты вперед и немного разведены в стороны.

Врач располагается позади пациента и помогает ему выполнить наклон вперед. Наклон выполняется до тех пор, пока руки не достанут до пола. В идеале необходимо коснуться кончиком лба пола.

Данное упражнение имеет разный эффект. Помимо того, что оно является классическим упражнением для мышц живота, оно тренирует гибкость, растяжку, устраняет проблемы с искривлением позвоночника и нормализует кровообращение.

Прогиб

Исходное положение - ребенок лежит на спине, ноги вместе, руки вдоль тела.

Врач помогает больному выполнить прогиб в позвоночнике, причем важно, чтобы его конечности не отрывались от пола.

Наклоны лучше выполнять с одним из родителей

Неполный кувырок

Исходное положение - ребенок лежит на спине, прямые ноги подняты вверх.

Врач контролирует малыша, чтобы он смог дотронуться пальцами ног поверхности пола за головой. Выполняется своеобразное запрокидывание. Контроль при выполнении данного упражнения должен быть тотальным, во избежание травмирования пациента.

Запрокидывание ног за голову (вариант исполнения)

Мышцы туловища и шеи

Для развития мышц туловища и шеи можно выполнять следующие упражнения:

Покачивания

Исходное положение - ребенок лежит на спине.

Специалист фиксирует двумя руками тело больного в районе плеч и начинает выполнять раскачивающие движения влево и вправо. После этого такое же упражнение проводится с головой, дополняя его поворотами шеи влево и вправо.

Важно - ребенок не должен оказывать сопротивление.


Падение по сигналу

Исходное положение - ребенок лежит на левом или правом боку, нижняя рука под головой, верхняя вдоль тела.

Задача врача не больно подталкивать малыша в грудь или спину, провоцируя его держать равновесие. Падать можно только по сигналу специалиста.

«Шарнирная голова»

Исходное положение - пациент сидит на кресле, руки на подлокотниках, голова опущена и прижата к груди.

Специалист начинает крутить головой в разные стороны. Пациент не должен сопротивляться этому. При фиксации головы в одном из положений необходимо расслаблять мышцы шеи, чтобы голова под собственным весом «упала» обратно на грудь.

Для более полного усвоения упражнений, необходимо на собственном примере продемонстрировать больному, что от него хотят.

Коррекция дыхания

Гимнастические упражнения заключаются не только в развитии мускулатуры тела и тренировки мышц, дыхательные упражнения занимают не последнее место в лечебной физкультуре для детей с ДЦП.

Необязательно обращаться в реабилитационный центр, чтобы с малышом выполняли данный комплекс, родители в состоянии будут выполнить упражнения для коррекции дыхания в домашних условиях.

Все упражнения выполняются либо лежа на спине, либо стоя.

Дуем на перо

Малышу объясняют, как правильно делать глубокий вдох и выдох через нос и рот. Для развития интереса к упражнению рекомендовано выдыхать на какую-то легкую вещь (лист бумаги, перо) или надувать мыльные пузыри.

Считаем дыша

В данном упражнении малышу предстоит делать глубокий вдох на счет 1,2,3 и глубокий выдох на счет 4,5,6. Можно подключать пальчиковую методику и показывать цифры на пальцах. Для развития интереса ребенку можно предложить выполнять выдох в таз с водой.

Говорим дыша

Малыш учится произносить различные звуки на выдохе с различной интенсивностью. Нелишним будет привнести в данное упражнение элементы игры (использование свистка или губной гармошки, разучивание песен.)

Мимика

Эмоции неразрывно связаны с мимикой человека, а дети, больные ДЦП не всегда в состоянии проявить те или иные чувства мимикой. Важно научить малыша демонстрировать улыбку или грусть. Достигается это регулярным повторением и тренировками. Специалист на собственном примере показывает, как выглядит улыбка или печаль и т. п.

Данный раздел ЛФК называется - психогимнастика.

Эмоции

Проявление эмоций, как и мимические проявления важны не меньше, и научить ребенка с таким заболеванием, как ДЦП выражать удивление или страдание не так уж и сложно. Для этого потребуется тесный контакт с малышом.

Важное условие - доброжелательное отношение, так как такие дети крайне чувствительны.

Для выражения той или иной эмоции необходимо пробудить у ребенка соответствующие чувства, например:

  1. Радость - попросите малыша представить, что ему подарили огромную игрушку или изобразить слоненка, который нашел свою маму.
  2. Отвращение - пациент должен воспроизвести употребление невкусной каши или горького лекарства.
  3. Страх - представляем маленькую мышку, которая увидела кота.
  4. Вина - представляем, что малыш разбил любимую вазу родителей.


И так далее, вариаций с выражением эмоций может быть огромное количество, главное, включить фантазию и поделится ее с малышом.

Лечение положением

Лечебная физкультура при ДЦП, основанная на фиксации одного положения (кинезиологический способ) в течение 1–2 часов распространенной вариант реабилитации. Как правило, его выполняют на ранних этапах развития болезни.

На более поздних этапах стараются фиксировать положение таким образом, чтобы фиксирующие шины располагались непосредственно около мышц пациента.

Выглядит это следующим образом - ребенка кладут на спину, под шею накладывается валик, таким образом, чтобы максимально наклонить голову к груди. Кроме того, валик устанавливается под коленные суставы, чтобы ноги находились в полусогнутом состоянии. В таком положении малыш должен провести от часа до двух, в зависимости от пациента и его состояния.

Упражнения в бассейне при ДЦП

Что касается такого летнего вида лечения, как занятия в воде, то их можно проводить в любое время года, в бассейне. Современный бассейн для пациентов с ДЦП имеет в своем арсенале огромное количество специальных тренажеров, которые облегчают проведение занятий для самых осложненных случаев и для любых возрастов.

Польза от упражнений на воде очевидна. Даже для здорового человека несколько минут проведенных в плавательном бассейне сродни нескольким часам расслабляющего массажа. Тело не просто чувствует расслабление всех мышц, оно наполняется энергией.

Занятия лучше проводить в утренние часы, когда малыш недавно проснулся.

Для детей с гемипарезами или в особо тяжелых случаях показано применение специального поддерживающего тренажера Гросса, о котором можно подробнее прочесть в этой статье.

В бассейне можно выполнять следующие упражнения:

Отведение ноги

Исходное положение - пациент находится у борта бассейна в воде, опершись о него двумя руками.

Поочередно, назад отводится левая и правая ноги (по пять раз на каждую ногу), после этого ноги разводят в стороны (не меньше десяти раз).

Спиной к борту

Исходное положение - малыш повернут спиной к борту бассейна и держится за него руками.

Необходимо поднять вверх две ноги и максимально развести их в стороны (повторяют до десяти раз).

Упражнения на животе

Исходное положение - пациент располагается на животе и держится руками за бортик (инструктор поддерживает пациента под живот).

Необходимо поднять вверх левую и правую ноги (по пять раз на каждую конечность), развести в стороны ноги (до десяти раз), согнуть поочередно правую и левую ноги в колене у груди (по пять раз на каждую конечность).

Сгибание ног к груди (вариант)

Упражнения на спине

Исходное положение - пациент лежит на спине и держится руками за бортик.

Требуется поднимать вверх две ноги одновременно (до десяти раз), разводить ноги в стороны (до десяти раз), выполнять упражнение ножницы (до десяти раз).

Сидячие упражнения

Исходное положение - в полусидячем состоянии нужно прижать спину к борту бассейна.

Выполняется упражнение велосипед (до 1020 повторений на каждую ногу), поднять ноги под углом 90 градусов и выполнять ими круговые движения

Игры

Центральная нервная система человека довольно нежна и капризна, как и настроение больного ребенка, поэтому иногда для продуктивных занятий требуется привносить в них элементы игры. К примеру, занятия с использованием фитбола (по-простому специального мяча).

Тренировка с мячом в себя включает следующие упражнения:

Катание на мяче

Исходное положение - малыш расположен к мячу спиной.

Требуется опереть ноги пациента о фитбол и откатывать его назад, после чего возвращать в исходное положение.

Лежа на мяче

Исходное положение - малыш лежит на мяче на животе

Придерживая пациента за ноги (бедра), толкайте мяч вперед, удерживая малыша верхом на нем.

Покачивания

Исходное положение - ребенок сидит на мяче.

Покачивания из стороны в сторону снижают тонус мышц.

Варианты упражнений на фитболе

Дети с ДЦП тоже хотят учувствовать в различных видах спорта. Так, возможно, проведение с ними соревнований по такому виду спорта, как настольный теннис. Доказано, что больные с ДЦП вполне в состоянии держать ракетку и выполнять необходимые для этой игры движения. Более того, больной тренирует не только свои мышцы, но и социально адаптируется.

Помимо общеукрепляющих упражнений, следует повышенное внимание обращать на улучшение общей моторики рук у детей больных ДЦП. Для этого существуют различные упражнения с мелкими предметами, которые основаны на перебирании их и выполнении различных других действий.


Таким образом, ЛФК при ДЦП серьезный процесс, который требует пристального внимания со стороны родителей, так как он может облегчить больному страдания и упростить его жизнь. Важно понимать что в ЛФК огромную роль играет регулярность занятий.