Структура, цель и направления деятельности всемирного антидопингового агентства. WADA: что представляет собой организация Где находится вада штаб квартира

Всемирное антидопинговое агентство (WorldAnti-DopingAgency, WADA) – независимая международная организация, которая проводит борьбу с допингом . ВАДА была создана 10 ноября 1999 года по инициативе Международного олимпийского комитета (МОК) . Изначально штаб-квартира организации находилась в швейцарском городе Лозанна, но через два года её перенесли в канадский Монреаль.

Основные направления её работы: научные исследования, образование, пропаганда честного поведения и мониторинг соблюдения Всемирного антидопингового кодекса. Оно формируется в равной степени из участников олимпийского движения и представителей государственных организаций. Сотрудники ВАДА участвуют в проведении международных соревнований: проводят сбор и транспортировку проб, занимаются их исследованием.

Девиз этой крупной международной организации: «Играй честно» (PlayTrue). Сотрудники организации призывают спортсменов ориентироваться на этот лозунг на каждом соревновании.

Необходимость в создании подобного института назревала давно. Начиная с появления профессионального спорта, участники соревнований пытались добиваться высоких результатов с помощью химических препаратов. Ещё за несколько десятилетий до создания агентства с допингом пытались бороться федерации футбола и лёгкой атлетики, но этих усилий было явно недостаточно.

Летом 1998 года во время проведения велогонки «Тур де Франс» разразился огромный скандал, связанный с употреблением допинга. Французская команда «Фестина», которая являлась фаворитом соревнований, оказалась дисквалифицирована. Именно после этого мировое спортивное сообщество решило создать анти-допинговую организацию.

Любопытно, что изначально ВАДА полностью финансировалась МОК, но сейчас эти поступления сократились. Половина средств, необходимых для существования организации, поступает от правительств крупных стран мира.

Работа агентства регламентируется несколькими документами:

  • Всемирным анти-допинговым кодексом.
  • Списком запрещённых препаратов.
  • Международными стандартами для тестирования.
  • Лабораторией терапевтических исключений.

Список веществ, которые нельзя использовать спортсменам, постоянно пополняется. Например, с января 2016 года в него был включён мельдоний, по причине употребления которого произошла серия допинговых скандалов и дисквалификацией спортсменов.

Отметим, что организация имеет филиалы на четырёх континентах: в Евразии, в Северной и Южной Америках, Африке. Речь идёт о таких странах, как Япония, Канада, Уругвай, ЮАР. Представительства ВАДА активно пропагандируют её миссию, а также взаимодействуют с местными правительствами и спортивными объединениями.

Всемирное антидопинговое агентство (WADA) было создано по инициативе Международного олимпийского комитета (МОК) 10 ноября 1999 года. Юридическим основанием стала Лозаннская декларация, принятая на Первой всемирной конференции по допингу в спорте. Она была созвана в феврале 1999 года в связи с допинговым скандалом на «Тур де Франс-1998».

Штаб-квартира агентства находится в Монреале (Канада), региональные офисы - в Кейптауне (ЮАР), Токио (Япония), Лозанне (Швейцария) и Монтевидео (Уругвай).

WADA проводит научные исследования, реализует образовательные программы, осуществляет аккредитацию допинг-лабораторий, утверждает международные стандарты и следит за выполнением Международного антидопингового кодекса. Он вступил в силу 1 января 2004 года и на сегодняшний день принят более чем 660 организациями.

С 2000 по 2001 год МОК выделил WADA $18,3 млн. С 2002 года агентство финансируется в равных долях спортивным движением и правительствами пяти олимпийских континентов. Европа предоставляет 47,5% второй части суммы, Америка - 29%, Азия - 20,46%, Океания - 2,54%, Африка - 0,5%.

Глава WADA по очереди избирается из представителей МОК и стран. Действующий президент - вице-президент МОК Крейг Риди. Высшим органом принятия решений WADA является правление. В него входят 38 членов - по 19 человек от МОК и государств. Наиболее широко представлены Европа и Америка - шесть и пять членов соответственно. В структуру WADA также входят: исполнительный комитет (по шесть человек от МОК и континентов), пять комитетов и семь экспертных групп.

Решения, принятые агентством, могут быть обжалованы в Спортивном арбитражном суде (CAS). WADA также имеет право обратиться в CAS.

Национальные антидопинговые организации


Список национальных антидопинговых организаций (НАДО) включает 139 ведомств. Согласно WADA, решения о создании данных агентств могу принимать правительства, парламенты или национальные олимпийские комитеты.

Сфера деятельности НАДО включает в себя проверку (сбор проб) спортсменов во время и вне соревновательного процесса, в том числе иностранных спортсменов, если турнир проводится в стране, где располагается антидопинговая организация. Кроме того, национальные антидопинговые организации выносят решения за нарушение антидопинговых правил, а также продвигают ценности WADA. Контроль исполнения положений Всемирного антидопингового кодекса, а также деятельности этих организаций осуществляет WADA. Совет учредителей WADA может приостанавливать работу национальных антидопинговых организаций из-за несоответствия кодексу до момента устранения нарушений.

Например, 18 ноября 2015 года в список не соответствующих кодексу организаций попали антидопинговые ведомства России (уничтожение допинг-проб), Андорры, Израиля (оба - несоответствие положений кодекса и антидопинговых правил ведомств), Аргентины, Боливии и Украины (все - проведение тестов в неаккредитованных лабораториях). 5 января и 22 февраля 2016 года службы Израиля и Аргентины были исключены из черного списка после устранения нарушений. Кроме этого антидопинговые комитеты Испании, Франции, Бразилии, Бельгии, Греции и Мексики были помещены под «особый контроль» WADA.

Ноябрь 17, 2011

Развитие спорта в последние десятилетия породило еще одну значимую проблему, без эффективного решения которой добиться честной конкуренции в соревновательной деятельности не представляется возможным. Эта проблема заключается в применении допинговых препаратов и методов, которые, с одной стороны, оказывают негативное влияние на организм спортсмена, с другой – ставят под сомнение честность и справедливость спортивной борьбы, а, стало быть, и результат соревнования.

Как показала многолетняя соревновательная практика, решить проблему допинга силами отдельных спортивных организаций и федераций нельзя; здесь нужны объединенные усилия всего международного спортивного сообщества, требуется правовая база и особые контрольные органы с определенными правами и полномочиями.

Для обоснования этого положения обратимся к фактам. Допингом, как средством увеличения мощности и выносливости организма, спортсмены пользовались с глубокой древности. Античные греческие атлеты, как известно, использовали специальные добавки к пище и микстуры для стимулирования мышечной и мозговой активности. Стрихнин, кофеин, кокаин и алкоголь часто использовались велосипедистами и марафонцами в XIX столетии. Томас Хикс бежал к победе на Олимпийском марафоне 1904 г. в Сент-Луисе, принимая по ходу трассы смесь из сырых яиц, стрихнина и бренди. В тот же период обычным стало применение допинга для скаковых лошадей. Стремясь одержать победу любой ценой и получить крупные суммы на ипподромных тотализаторах, владельцы лошадей и жокеи добавляли в пищу и кровь скакунов стимулирующие вещества, стараясь повысить скорость их бега.

К началу 1920-х гг. допинг стал быстро распространяться в среде спортсменов и уже тогда отдельные органы управления спортом стали осознавать необходимость правового регулирования этого процесса. В 1928 г. Международная любительская федерация (IAAF) впервые выступила с инициативой запрещения допинга в виде стимулирующих веществ. Многие федерации последовали примеру IAAF, однако эти ограничения оказались малопродуктивными в связи с тем, что не было выработано механизма отбора проб и проведения допинг-контроля.

Тем временем проблема допинга в спортивной среде все более обострялась. В 1930-х годах были синтезированы первые искусственные гормоны, которые открыли возможность управлять обменом веществ в организме человека. Часть спортсменов и тренеров стала экспериментировать с гормонами, пытаясь с их помощью увеличить мышечную массу, силу и выносливость. Несовершенство первых препаратов и методик привело к тому, что многие спортсмены, применявшие допинг, подорвали свое здоровье. Не обошлось и без летальных исходов. Так, на Олимпиаде 1960 г. в Риме прямо на трассе скончался датский велогонщик Нуд Энемарк Йенсен, в крови которого были впоследствии обнаружены следы амфитамина. Спустя семь лет трагический случай со смертельным исходом на трассе повторился. На этот раз жертвой допинга стал велосипедист Том Симпсон, который скончался в ходе гонки Тур де Франс.

Тяжелые последствия применения допинга активизировали работу многих авторитетных спортивных организаций по выработке тестов и процедур допинг-контроля. В 1966 г. Союз велосипедистов (UCI) и Международная федерация футбола (FIFA) первыми среди прочих федераций стали осуществлять допинг-контроль на мировых чемпионатах. А в следующем, 1967 году, Международный Олимпийский комитет образовывает Медицинскую комиссию и публикует первый список запрещенных препаратов. Впервые допинг-контроль стал проводиться на Зимних Олимпийских играх в Гренобле и Олимпийских играх в Мексике в 1968 г.

Большинство Международных спортивных федераций стало осуществлять допинг-контроль к 1970-м годам. Использование анаболических стероидов становилось к тому времени все более распространенным явлением, так как отсутствовали методы надежного обнаружения этих веществ в организме спортсменов. Достоверный метод идентификации стероидов был представлен в МОК в 1974 г., а в 1976 г. МОК внес анаболические стероиды в список запрещенных препаратов. Это повлекло за собой волну громких скандалов и дисквалификаций, так как выяснилось, что многие именитые спортсмены регулярно пользовались анаболическими стероидами. Особенно это было характерно для метателей ядра и тяжелоатлетов. Однако не оставались в стороне и представители других видов спорта.

Наиболее известный случай применения стероидов касается спринтера Бена Джонсона, победившего на 100-метровой дистанции на Олимпиаде в Сеуле (1988 г.) с рекордным временем – 9,79 секунды. Проба, взятая у Джонсона, дала положительный результат – в крови атлета был обнаружен станозол – препарат, относящийся к классу анаболических стероидов. В результате Джонсон был дисквалифицирован и лишен титула чемпиона.

По мере того, как борьба с применением анаболических стероидов принимала все больший размах, поиск возможных допингов стал перемещаться в новое русло. Для повышения мощности организма спортсменами стали применяться трансфузии , то есть переливания собственной крови с повышенным содержанием в ней гемоглобина. Атлетами было замечено, что при тренировках на высокогорье, в условиях дефицита атмосферного кислорода, организм вырабатывает больше гемоглобина, с помощью которого транспортируется кислород. Если забрать у спортсмена определенное количество крови с высоким содержанием гемоглобина и ввести ему непосредственно перед соревнованиями «обогащенную» кровь, то мощность организма возрастает. Работа по разработке методов обнаружения трансфузий заняла несколько лет. МОК запретил допинги крови в 1986 г.

Однако изобретатели допингов не унывали. Для увеличения в крови гемоглобина был применен препарат эритропоэтин, обнаружить который в организме достоверными методами долго не удавалось. И несмотря на то, что эритропоэтин был запрещен МОК в 1990 г., надежно выявлять его наличие комбинацией анализа крови и мочи эксперты научились лишь в 2000 г.

Как видно из приведенной хронологии и фактов, борьба с допингом в профессиональном спорте напоминает игру в кошки-мышки, и в этой игре практически всегда на шаг впереди производители и потребители допинга. Официальные инстанции выступают в роли догоняющей стороны, причем далеко не всегда успешно. И тому есть целый ряд объективных причин:

  1. Допинг рассматривается как правонарушение только в спорте, в гражданском и уголовном праве это деяние таковым не является (за исключением Италии. В 2016 году В. Путин подписал поправку к Закону «О физической культуре и спорту», по которой лица, склоняющие атлетов к допингу несут уголовную ответственность). Соответственно, мировому спортивному сообществу необходимо было создать и постоянно совершенствовать собственную правовую базу в области допинга, которая бы не противоречила общегражданскому законодательству как отдельных государств, так и международному праву;
  2. Осуществлять постоянный допинг-контроль – дело весьма дорогое и технически сложное. Более того, на повестке сегодняшнего дня – применение генного допинга и нанотехнологий в спорте, тестирование которых может потребовать огромных затрат. Допинг-лабораториям постоянно требуются значительные финансовые средства на научные исследования и содержание квалифицированного персонала;
  3. Современные допинги быстро выводятся из организма, поэтому обнаружить их можно лишь в определенные короткие промежутки времени (а такие методы, как электростимуляция головного мозга, вообще невозможно). Для этого проверяющим нужно: а) иметь доступ к спортсменам в любое время; б) иметь их согласие на взятие пробы; в) иметь соответствующий оперативный персонал для этой цели с необходимыми навыками и знаниями, так как некоторые спортсмены используют различные фальсификации и подтасовки;
  4. Как показала практика, даже 100%-ное доказательство наличия в организме спортсмена допинга не исключает конфликтов и споров. Не прошедшие допинг-контроль спортсмены заявляют, что о допинге им ничего не известно; возможно им добавили в пищу ли напитки запрещенные препараты конкуренты, соперники или какие-либо третьи лица. Иными словами, для установления истины необходимо проводить следственные действия. А это уже прерогатива компетентных органов.

Таким образом, для мирового спортивного сообщества к концу ХХ столетия стало очевидным, что без создания единой мощной организации с надлежащими ресурсами и персоналом, борьба с допингом будет неэффективной. Понимание этого факта привело к созданию 10 ноября 1999 г. Всемирного Антидопингового агентства (WADA), которое возглавил Ричард Паунд.

Основными целями WADA являются:

  • Проведения необъявленного допинг-контроля внесоревновательным методом среди спортсменов (путем случайной или иной выборки);
  • Контроль за соблюдением Антидопингового кодекса всеми присоединившимися к нему сторонами;
  • Финансирование научных исследований в сфере обнаружения новых методов допинга;
  • Надзор за выполнением антидопинговых программ на главных спортивных соревнованиях;
  • Обучение спортсменов, тренеров и спортивных менеджеров по специально разработанным антидопинговым программам;
  • Создание Национальных Антидопинговых агентств (NAPO).

Организационно-управленческая структура WADA включает в себя Правление, Исполнительный комитет и три консультативных комитета (Комитет по этике и образованию, Административно-финансовый комитет, Комитет по исследованиям, медицине и здоровью – см. рис.1).

Руководит повседневной деятельностью WADA Исполнительный комитет (Исполком), в состав которого входят Председатель, вице-председатель и 9 членов. Председатель Агентства избирается на 3 года путем тайного голосования.

Рабочие комитеты в составе WADA действуют как консультативные органы. Они вырабатывают рекомендации по практической реализации программ WADA. Административно-финансовый комитет имеет в своем составе 6 членов и 2 наблюдателей, Комитет по этике и образованию – 12 членов, Комитет по исследованиям, медицине и здоровью – 33 члена.

В первые два года своего существования WADA получало финансирование по линии Олимпийского Движения в размере 25 млн. долл. в год. Начиная с 2002 г. финансирование WADA осуществляется совместно МОК и правительственными структурами, заинтересованными в предотвращении распространения и применения допинга. Правление WADA специальный пятилетний стратегический план, согласно которому к 2005 г. половину денежных средств для финансирования WADA будут вносить правительства заинтересованных стран.

Активно участвует в программах Антидопингового агентства и российское правительство, которое приняло решение о выделении необходимых сумм на финансирование WADA. Соответствующее постановление Правительства РФ за №1 под названием «Об участии Российской Федерации в деятельности Всемирного Антидопингового агентства» было подписано 4 января 2003 г. Согласно этому постановлению Министерству финансов РФ предписывается при формировании ежегодного бюджета страны предусматривать по разделу «Международная деятельность» ассигнования для уплаты взносов РФ в бюджет WADA по шкале взносов, установленной для государств-членов Совета Европы.

Как видим, Россия активно включилась в работу по противодействию допингу и содействию деятельности WADA. Несмотря на экономические трудности, испытываемые страной в целом и физкультурно-спортивной отраслью в частности, российской стороной все-таки изыскиваются необходимые средства на финансирование WADA и создание общероссийской системы антидопинговых исследований и контроля.

Всемирное антидопинговое агентство (WADA) обнародовало сегодня доклад, в котором информация о том, что российские чиновники, с ведома министра спорта и при поддержке офицеров ФСБ, подменяли пробы спортсменов на Олимпиаде в Сочи, признан достоверной.

Еще до того, как итоговый доклад был зачитан на пресс-конференции в Торонто главой комиссии канадским юристов Ричардом Маклареном, с выводами WADA успело ознакомиться американское антидопинговое агентство. Это развязало американским спортивным чиновникам руки настолько, что они решили потребовать от МОК отстранить Россию от Олимпиады.

Каким-то волшебным образом проект письма Американского антидопингового агентства (USADA), которое якобы должно было быть отправлено Международному олимпийскому комитету (МОК) во вторник, появляется еще за два дня до публикации доклада WADA.

«Вчерашний день нанес серьезный удар всем чистым атлетам и тем, кто верит в олимпийские ценности. Независимое расследование, возглавляемое уважаемым профессором права Ричардом Маклареном, подтвердило шокирующую систему долговременного использования допинга и вмешательства в антидопинговые процессы, имеющую поддержку на государственном уровне, в России», - говорилось в письме USADA. По мнению агентства, собранные в ходе расследования улики свидетельствуют о «систематическом вмешательстве в сбор допинг-проб российских спортсменов на протяжении многих лет». В USADA считают, что доклад Макларена доказывает, что эта деятельность велась под руководством Министерства спорта при помощи российского правительства и спецслужб. «Тем самым Россия намеренно нарушила фундаментальные принципы олимпийского движения, Олимпийской хартии и кодекс WADA», - делают вывод составители письма.

После этого, не услышав еще даже выводов WADA, вслед за американскими спортивными чиновниками поспешили отметиться и представители еще девяти стран и 20 спортсменов.

Среди десяти стран, которые решили попросить МОК снять Россию с Олимпийских игр, помимо США и Канады оказались Германия, Испания, Япония и Швейцария. С таким же обращением готова выступить и Новая Зеландия

Фальстарт получился грандиозным.

В основе так называемого "независимого расследования" под руководством Макларена, лежит признание бывшего директора московской антидопинговой лаборатории Григория Родченкова, уехавшего после увольнения в США, где, конечно, сразу покаялся, рассказав в нескольких интервью о подменах проб российских спортсменов во время Олимпиады в Сочи "по ночам, при свете одной-единственной лампочки".

Кроме того, Родченков рассказал, что разработал смесь из трех запрещенных препаратов, которые смешивал с алкоголем и давал российским спортсменам. Допинг, по словам Родченкова, употребляли некоторые главные звезды российской олимпийской сборной: в их числе 14 членов сборной по лыжным гонкам и два члена сборной по бобслею, которые в итоге выиграли золотые медали.

В докладе, подготовленном комиссией WADA, также говорится, что московская антидопинговая лаборатория занималась сокрытием положительных проб. Про это тоже было известно ранее - в прежнем докладе WADA говорилось, что Григорий Родченков приказал уничтожить более 1000 проб накануне проверки агентства.

Было ли у комиссии еще какие-то материалы, на основании которых она сделала свои выводы - неизвестно. Создается впечатление, что мнение комиссии выстроено только на словах «перебежчика», а могут ли они являться достоверными? Вопрос, на который ответа мы не получим.

"Для меня вообще удивительно, что международные чиновники такого уровня пользуются непроверенными данными. В качестве президента Федерации керлинга России был на Олимпиаде-2014. И меня с моим государством обвиняют в фальсификации проб. Могу сказать, что ничего подобного не было",- поражен глава Комитета Госдумы РФ по физической культуре и спорту Дмитрий Свищев. Он уже объявил "несостоятельными" выводы независимой комиссии, сделанные без доказательств.

Так или иначе, но выводы WADA не могут не вызывать вполне объяснимых сомнений в их достоверной и объективности. И прежде всего потому, что странным образом совпадают по времени с очередной атакой, которую США повели на российскую олимпийскую сборную.

К"рупная международная организация, от которой во многом зависит весь мировой спорт, выпустила откровенный антироссийский доклад, основанный на показаниях русофоба, провокатора и многократного пациента психоневрологических диспансеров Григория Родченкова. Так держать!",- пишет Егор Бакланов.

"Я не фанат спорта и Олимпийских игр, но все происходящее с WADA и этот "допинговый скандал" - чистая политика. Я не люблю строить конспирологические теории, как и не верю в кристальную чистоту российских спортсменов, но сейчас мы наблюдаем не борьбу допингом, а попытку наших западных "друзей" отомстить. Видимо, ставки слишком высоки",- звучит в Facebook.

"WADA призывает спортивное сообщество запретить российским спортсменам принимать участие во всех международных соревнованиях, включая Олимпиаду в Рио, пока в России не произойдет изменения антидопинговой "культуры", заявил в своем микроблоге в Twitter представитель организации Бен Николс",- сообщают информагентства.

"В Олимпийской хартии прописано, что МОК решением исполкома может приостановить признание НОКа. Это называется процедура приостановления признания. Больше в хартии по этому поводу ничего не сказано. Исполком принимает решение большинством голосов. Подобных прецедентов в истории олимпийского движения раньше не было",- ответила руководитель правового управления ОКР Александра Бриллиантова.

Кстати, Даже Национальный олимпийский комитет Украины (!!!) не поддержал требования отстранить наших спортсменов от Игр в Рио-де-Жанейро В поддержку России высказался руководитель организации Сергей Бубка. За этого его, впрочем, украинцы и депутаты Рады уже подвергли травле и потребовали немедленно отставить.

Почему именно глава Американского антидопингового агентства США (USADA) Трэвис Тайгерт стал инициатором обращения в МОК с требованием отстранения российских спортменов, как "единственно верного решения", которое основано на выводах доклада WADA? Почему это требование родилось раньше обнародования самого доклада?

Когда российские чиновники говорят о том, что что все эти заявления не имеют никакого отношения к спорту, и, напротив, напрямую связаны с политикой, они не ошибаются. Достаточно посмотреть, кто финансирует деятельность USADA, чтобы понять - кто дергает за ниточки Трэвиса Тайгерта.

Рассмотреть поближе финансовые дела как USADA, так и WADA решил политолог Антон Хащенко. И тут его ждало немало удивительных открытий.

Американское антидопинговое агентство является некоммерческой неправительственной организацией, финансирование которой ведётся как по линии бюджета, так и национального Олимпийского комитета.

Так вот, детальное изучение источников финансирования на официальном сайте Правительства США расставляет все точки над i. С 2014 года USADA начинает получать крупные гранты напрямую от Исполнительного управления (офиса) Президента США (аналога Администрации Президента РФ).

В 2014 году Администрация Барака Обамы перечислила USADA 8,75 млн. долларов, в 2015 году - 9 млн долларов, в 2016 году - уже 9,5 млн долларов, пишет Хащенко.

Нужно ли напоминать, что это та самая администрация, которая последние годы проводит, мягко говоря, недружественную по отношению к России политику и не оставляет попыток её изоляции?

А недопуск всей российской сборной на Олимпиаду, напоминает политолог, - это тоже изоляция, причем, учитывая статус этого спортивного события, имиджевый удар в глазах международного сообщества серьезнейший.

Изучая структуру доходов антидопингового агентства, можно сделать определенный вывод: Исполнительное управление (офиса) Президента США является его ключевым и основным донором.

«Собственно, поэтому вы никогда не услышите призывов главы USADA отстранить от участия в Олимпийских игр американскую сборную, несмотря на то, что уж там-то точно есть, в чем разбираться. И, напротив, нет никаких проблем с тем, чтобы попытаться уколоть геополитического противника своего спонсора, - отмечает Антон Хащенко.

И не только USADA кормится с рук администрации американского президента. Основным спонсором WADA на протяжении уже многих лет являются все те же Соединенные Штаты Америки, что уже само по себе не может не быть подозрительным моментом.

В период с 2004 по 2015 гг. Всемирное антидопинговое агентство получило от США более 21 млн. долларов. Тогда как все остальные государства вместе взятые перечислили этой организации за тот же период времени 150 млн. долларов.

Ответ на вопрос - могут ли быть выводы WADA близкими к объективным, теперь дать совсем просто.

Информация о том, что российские чиновники, с ведома министра спорта, подменяли пробы спортсменов на Олимпиаде в Сочи, признана Всемирным антидопинговым агентством достоверной. Более того, утверждается в опубликованном докладе агентства, участие в этом принимали сотрудники ФСБ.

Понятно, что первым делом, еще до того, как итоговый доклад был зачитан на пресс-конференции в Торонто главой комиссии канадским юристов Ричардом Маклареном, с выводами WADA успело ознакомиться американское антидопинговое агентство. Это развязало американским спортивным чиновникам руки настолько, что они решили потребовать от МОК отстранить Россию от Олимпиады.

Примечательно, что проект письма Американского антидопингового агентства (USADA), которое якобы должно было быть отправлено Международному олимпийскому комитету (МОК) во вторник, появился еще за два дня до публикации доклада WADA.

В основе так называемого "независимого расследования" под руководством Макларена, лежит признание бывшего директора московской антидопинговой лаборатории Григория Родченкова, уехавшего после увольнения в США, где, конечно, сразу покаялся, рассказав в нескольких интервью о подменах проб российских спортсменов во время Олимпиады в Сочи "по ночам, при свете одной-единственной лампочки".

В докладе, подготовленном комиссией WADA, также говорится, что московская антидопинговая лаборатория занималась сокрытием положительных проб. Про это тоже было известно ранее - в прежнем докладе WADA говорилось, что Григорий Родченков приказал уничтожить более 1000 проб накануне проверки агентства.

Но основе этой информации глава независимой комиссии Всемирного антидопингового агентства (WADA) Ричард Макларен выдвинул три основных обвинения в адрес России в своем отчете по нарушениям антидопинговых правил и организации системы при подготовке и проведении Олимпийских игр 2014 года в Сочи.Макларен сообщил, что его основным источником был сам доктор Родченков, хотя и не он один. Глава комиссии также выразил доверие ученому и его словам.

Так, в отчете подчеркивается: все свидетели по расследованию применения допинга российскими спортсменами во время зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи заслуживали доверия, их доказательства надежны.И вот основные пункты, которые вошли в отчет независимой комиссии. Московская лаборатория защищала российских атлетов, принимавших допинг, во время зимних Олимпийских игр в Сочи, а министерство спорта РФ курировало манипуляции аналитическими результатами и образцами проб спортсменов. Министерство спорта, а также ФСБ, Центр спортивной подготовки, московская лаборатория участвовали в планировании замены образцов допинг-проб в антидопинговой лаборатории Сочи.

При этом московская лаборатория работала при непосредственном государственном контроле и была главной опорой системы, направленной на применение допинга. Образцы проб, хранившихся в московской лаборатории с 10 сентября по 10 декабря 2014 года, были подделаны путем замены мочи.

Вся эта система, утверждается в докладе, была спланирована и действовала в период, по крайней мере, с конца 2011 года и до августа 2015-го. Расследование также выявило, что методология по скрытию допинг-проб применялась в России в 643 положительных допинг-тестах в период с 2012 по 2015 год. При этом комиссия не нашла активной роли представителей Олимпийского комитета России (ОКР) в организации допинговой программы в РФ.

"Я также хотел подтвердить, что Родченков лично проверял пробирки под замену, чтобы они не были положительными, затем их транспортировали в здание ФСБ, которое было рядом с лабораторией, а уже потом осуществлялась подмена. Мы выбрали случайным образом 11 пробирок российских атлетов с игр в Сочи, которые хранились в Лозанне, их послали в лабораторию в Лондоне, и там наши эксперты определили, что внутри пробирок были царапины - это означает, что их вскрывали", - рассказал Макларен.

"(Замминистра спорта Юрий) Нагорных принимал решение, какие пробы будут сохранены или отправлены на карантин. Родченков заявил, что Мутко был в курсе всех этих обсуждений. ЦСП сыграл важную роль в подмене проб, Юрий Нагорных сам определял анализы, которые следовало подменить, а которые направить на карантин, он обсуждал это с Родченковым. Министр спорта России Виталий Мутко прекрасно знал обо всех их разговорах", - добавил он.

Выводы WADA не могут не вызывать вполне объяснимых сомнений в их достоверной и объективности. И прежде всего потому, что странным образом совпадают по времени с очередной атакой, которую США повели на российскую олимпийскую сборную.

Почему именно глава Американского антидопингового агентства США (USADA) Трэвис Тайгерт стал инициатором обращения в МОК с требованием отстранения российских спортменов, как "единственно верного решения", которое основано на выводах доклада WADA? Почему это требование родилось раньше обнародования самого доклада?

Когда российские чиновники говорят о том, что что все эти заявления не имеют никакого отношения к спорту, и, напротив, напрямую связаны с политикой, они не ошибаются. Достаточно посмотреть, кто финансирует деятельность USADA, чтобы понять - кто дергает за ниточки Трэвиса Тайгерта: крупные и, пожалуй, почти единственные гранты это "некоммерческая организация" получает непосредственно от Исполнительного офиса президента США.

Нужно ли напоминать, что это та самая администрация, которая последние годы проводит, мягко говоря, недружественную по отношению к России политику и не оставляет попыток её изоляции?

И не только USADA кормится с рук администрации американского президента. Основным спонсором WADA на протяжении уже многих лет являются все те же Соединенные Штаты Америки.

В период с 2004 по 2015 гг. Всемирное антидопинговое агентство получило от США более 21 млн. долларов. Тогда как все остальные государства вместе взятые перечислили этой организации за тот же период времени 150 млн. долларов.

Ответ на вопрос - могут ли быть выводы WADA близкими к объективным, теперь дать совсем просто.