Тяжелый огонь олимпиады. Тяжелый огонь олимпиады Кто несет олимпийский огонь в 1980

7 февраля 2014 г. какой-то человек зажгет Олимпийский факел на стадионе в Сочи и Зимнюю Олимпиаду-2014 объявят открытой.

Как всем известно, это не первые Игры у нас - с 5 июля по 3 августа 1980 г. объединяющий олимпийский огонь уже горел над нашей страной. Почему с 5, а не с 19? Дело в том, что как и в других играх, огонь добирается из Греции с помощью эстафеты, и именно 5 июля у села Леушены в Молдавии он пересек государственную границу СССР.

Эстафета Олимпийского огня Олимпиады-80 - это отдельная и очень большая тема. Огонь добирался до Москвы только по земле, из капиталистических стран посетил только саму Грецию (в этом посте мы пропустим разнообразные очень яркие и характерные подробности перемещения этого символа по стране, но обещаю к этой теме как-нибудь вернуться).

1. А на самом последнем этапе его нес и зажег в большой чаше на стадионе «Лужники» (Центральном стадионе им. Ленина) баскетболист Сергей Белов.

Происходило все вот так -

2. Пик церемонии открытия, на стадионе появляется Виктор Санеев с факелом.

Чемпион трех(!) предыдущих олимпиад и участник этой. Его кандидатура рассматривалась и для финального акта, но подкачало происхождение. Абхаз, а желателен был все же русский и москвич.

3. Поэтому по деревянным мосткам, практически по головам специальных людей, побежал Сергей Белов.

В сети ходит байка, что именно в тот момент произошел большой спонсорский скандал - одежду для эстафеты (согласно контракту) обеспечивала фирма «Мизуно», а Белов побежал в привычных кроссовках «Адидас» и потом малопонимающим в этом капиталистическом корпоративном цырке советским чиновникам вставили большой «фитиль».

При том при всем спортсмены Японии в играх даже не участвовали - они их бойкотировали. А вот корпорации плевать на эту политтрескотню хотели.

4. Последние метры по «земле»


Фото: Алексей Шуняев.

«Репетиция один-в-один как и само открытие, только без прохождения колонн спортсменов. Когда Белов, неся факел Олимпиады, побежал по "живой" дорожке (фанерные щиты над головами динамовцев), у него так скользили ноги, что можно было изучать анатомию всех мышц. 19-го к щитам прибили поперечные планки, типа ступенек».

5. Путь вверх.

6. А вот это фото сделал кто-то из «динамовцев» на трибунах.

7. Все обошлось без происшествий, забежав к гигантской чаше и подождав положенное время, Белов приложил к основанию сооружения свой факел и в чаше заплясали языки большого пламени. С этого момента игры как бы начались.

Рассказ от первого лица.

Баскетбольная сборная СССР на той Олимпиаде выступила не очень удачно, проиграла в финальной группе Италии и Югославии (второму и первому призерам), осталась бороться лишь за третье место. Которое и завоевала.

Это было расценено как неудача - в отсутствии американцев и дома побеждать было необходимо.

8. Сергей Белов в матче с Испанией.


С сайта www.pro100belov.ru

9. Билет на матч СССР-Куба в СКК «Олимпийский».

10. Штрафные броски.


С сайта www.pro100belov.ru

11. Матч с ЧССР Белов - №10.

12. Итоговая бронза.


С сайта www.pro100belov.ru

Подобные посты в этом журнале

Ровно 33 года назад, 19 июля 1980 года, в Москве был зажжен огонь XXII Летних олимпийских Игр. Произошло это на стадионе «Лужники» (тогда Центральный стадион имени В.И.Ленина). Огонь в чаше стадиона зажег баскетболист Сергей Белов.

До этого олимпийский огонь месяц бежал от Греции по направлению к Москве. В Олимпии он был зажжен 19 июня 1980 года. Зажигала огонь греческая актриса театра «Арма Теспидос» Мария Москолиу, в течение долгих лет исполнявшая роль «верховной жрицы».

После этого Эстафета-80 начала свой путь по странам юго-восточной Европы. Она оказалась уникальной в том плане, что эта была Эстафета в классическом ее понимании: в 1980-м не было авиаэтапа, факелоносцы бежали с факелом по территории Греции, Болгарии, Румынии и Советского Союза, передавая друг другу огонь. После этого в ряде болгарских и румынских городов появились улицы, названные в честь Олимпиады-80.

После румынского этапа Эстафеты огонь пересек границу Советского Союза, оказался на территории Молдавской ССР, потом Украинской ССР, и наконец, прибыл на территорию РСФСР. Первым московским районом, увидевшим огонь Олимпиады-80, стал совсем новый на тот момент микрорайон Ясенево. Это вполне объяснимо – Эстафета олимпийского огня продвигалась к столице с юга.

Эстафете Олимпийского огня предшествовала серьезная проработка. Пробег факелоносцев был тщательно отрепетирован. При репетиции передачи огня Олимпиады-80 в качестве условного факела будущие факелоносцы использовали гаечный ключ и молоток. Со стороны пробег людей с гаечным ключом в вытянутой руке выглядел довольно комично. Водители, ехавшие по подмосковным автотрассам, на которых проходили репетиции, даже останавливались и предлагали будущим факелоносцам свою помощь.

Но вернемся в предолимпийскую Москву. Во время церемонии зажжения чаши в московских «Лужниках» организаторы церемонии придумали необычный ход. Несший факел последним Сергей Белов поднимался по трибуне к чаше буквально по головам зрителей. Дорожка, по которой бежал факелоносец, была составлена из сотен дощатых ступенек. Каждую из досок держал над головой один из зрителей. Баскетболист Белов весил немало, но и зрители на этой трибуне были специально отобранные – учащиеся спортивных вузов были прекрасно подготовлены и выдержали нагрузку.

Накануне открытия Игр на стадионе прошла репетиция церемонии зажжения, которая несколько озадачила организаторов. Вот как рассказывает об этом сам Сергей Белов: «Накануне прошла генеральная репетиция в присутствии 100 тысяч жителей. В этот день лил проливной дождь. И дорожка, составленная из фанерных щитов, стала скользкой. Бежать было очень трудно. В какой-то момент, в том месте, где дорожка делала изгиб, я просто встал и понял, что на верх я уже не взойду. Усилием воли я как-то дошагал до верха, но после этого я попросил привезти мне легкоатлетические шиповки».

Со своей стороны подстраховались и организаторы церемонии открытия. На дощечки, составлявшие дорожку, были набита насечка с тем, чтобы Белову было проще держать равновесие. Но в день открытия Игр в Москве стояла уже ясная погода, и Сергей Александрович пробежал по импровизированной дорожке без каких-либо проблем.

Правда, заминка случилась чуть раньше, при передаче Белову факела предпоследним факелоносцем, бегуном Виктором Санеевым. Позднее Санеев так описывал тот эпизод: «Я нес по стадиону в Лужниках олимпийский факел. Помню волнение выдающегося баскетболиста Сергея Белова. Когда я передавал ему факел, Сережа с такой силой ухватился вместо жезла за мою кисть и, не отпуская ее, побежал по ступенькам к чаше стадиона, что я с трудом вырвал руку и еле удержался на ногах».

Следует отметить еще один любопытный момент церемонии. Сергей Белов зажег над стадионом огонь, не погружая факел в чашу. Это была едва ли не революция для церемоний открытий. Именно после Москвы-80 организаторы Игр стали «соревноваться» в сценарных находках на тему «Кто оригинальнее зажжет чашу на стадионе».

Чаши были зажжены не только в Москве – Олимпийский огонь горел в Таллине, Минске, Киеве и Ленинграде, которые также приняли соревнования той Олимпиады. В Минске,

Киеве и Ленинграде прошли матчи футбольного турнира, а Таллин стал хозяином состязаний по парусному спорту.

Огонь московской Олимпиады-80 был погашен 3 августа 1980 во время памятной многим церемонии Закрытия Игр.

Фотография: ИТАР-ТАСС

Спустя более 30 лет олимпийский факел вновь пройдет по территории России, но на этот раз остановится не в Москве, а в Сочи. «Газета.Ru» вспоминает эстафету огня Олимпиады 1980 года.

Путешествие Олимпийского огня в Советском союзе организовали как настоящую спортивную эстафету.

18 июня 1980 года церемония взятия огня состоялась по традиции в Олимпии, там, где огонь зажигали еще во времена Древней Греции. Первый отрезок пролегал через полуостров Пелопоннес и был одним из наиболее протяженных, поскольку спортсменам пришлось обогнуть с севера Аркадское плоскогорье. Закончился этап вечером 20 июня торжественной церемонией в Афинах на Панафинском стадионе, где эстафету встретили представители оргкомитета и местные жители.

Пока эстафета добиралась до границы СССР, пламя успели лицезреть жители Болгарии и Румынии. Маршрут проходил через Афины, Фивы, Салоники, Софию, Пловдив, Плевну и Бухарест. Не считая зигзага в Болгарии, линия эстафеты двигалась относительно ровно на север.

На территорию Советского союза олимпийская эстафета ступила в Молдавии. 5 июля олимпийский огонь был передан советским спортсменам на пограничном мосту через реку Прут. Первым факел понес олимпийский чемпион бегун Петр Болотников.

Из Кишинева огонь отправился на запад в город Черновцы, откуда началось путешествие по Украине. Через Житомир, Киев и Полтаву факел добрался до Харькова, после чего ступил на территорию России. Первым крупным городом, принявшим эстафету, стал Белгород. Оттуда пламя двинулось в Москву по трассе М2, в народе — по Симферопольскому шоссе.

Пройдя через Курск, Орел и Тулу, 18 июля эстафета вошла в Москву в районе Ясенево и двинулась к центру города на Тверскую площадь, где олимпийская чемпионка пловчиха Марина Кошевая зажгла огонь в большой церемониальной чаше, установленной в центре площади. На следующий день процессия двинулась к конечной цели - «Лужникам», которые тогда именовались Центральным стадионом имени Ленина. Последним в эстафете был баскетболист Сергей Белов, который и зажег главное пламя Игр.

За этот месяц эстафета преодолела пять тысяч километров. В ней приняли участие пять тысяч атлетов, каждый из которых пробежал ровно по одному километру, на что тратил не более пяти минут. В память об участии в эстафете факелоносцы имели право забрать свой факел и комплект формы.

За время пути состоялось почти полторы сотни торжественных церемоний и встреч, участниками которых в общей сложности стали более 12 млн человек. За сутки до начала Олимпиады огонь на поезде был отослан в города, где проходила часть соревнований: Таллин, Ленинград, Киев и Минск.

К сожалению, за время путешествия из Греции не удалось избежать неприятных ситуаций, когда огонь гас. Но к таким случаям всегда были готовы. В эскорте эстафеты ехало множество специальных автомобилей, в которых было все необходимое на любой случай. Ключевыми были «рафики», которые перевозили запасы олимпийского огня. Это были не совсем обычные машины, а специально сконструированные для эстафеты — они могли долгое время двигаться со скоростью бегуна, что было не под силу остальным — мотор быстро перегревался.

Также в автоколонне двигались организаторы, передвижной пресс-центр, медики, техническая поддержка и, конечно, охрана. Почти все машины имели специальные госномера ОЛМ.

Каких-то особых неприятностей эстафете удалось избежать.

Как рассказывал начальник управления эстафеты Виктор Лукьянов, был только один случай, тянувший на скандальный, и то, к процессу движения он не имел отношения. Дело в том, что уже на церемонии открытия факелоносцы Виктор Санеев и Сергей Белов вышли не в форме официального поставщика, которым являлась японская фирма Mizumo. Но неприятный инцидент удалось замять.

Интересно, что та же компания взялась за разработку олимпийского факела, однако в конечном итоге главный атрибут эстафеты сконструировали советские инженеры. Японская модель не понравилась организаторам, но совершенствовать ее Mizumo отказалась, а до начала Игр оставалось чуть более полугода. В итоге, дизайн факела был создан в Ленинграде художниками Мухинского училища, а механизм сделан на авиационном заводе. Факел был очень надежно сконструирован и мог поддерживать пламя в любых погодных условиях. Перед поступлением в эксплуатацию он прошел испытания в условиях, имитирующих тропический ливень и ураганный ветер. Работал такой аппарат на сжиженном газе, который поступал в горелку, основание которой находилось глубоко внутри цилиндрического верха.

Настоящая беда с факелом чуть не случилась лишь однажды. К счастью, произошло это далеко не в самый ответственный момент — на генеральной репетиции церемонии открытия. Когда Сергей Белов поднимался к чаше с поднятым факелом, он внезапно поскользнулся на ступеньке, мокрой после обильного дождя. Всю ночь дорожку набивали специальными ребрышками и на самой церемонии открытия 19 июля Белов все сделал правильно.

По поводу факелоносца, которому выпадет честь зажечь главную олимпийскую чашу, много спорили. Долгое время им должен был стать космонавт Алексей Леонов, но затем было решено отдать это право спортсмену. В партии предложили кандидатуру грузина Виктора Санеева, который на тот момент уже был трехкратным олимпийским чемпионом. Но затем председатель Моссовета Владимир Промыслов заявил, что соревнования проходят в Москве и потребовал москвича. В итоге Санеев внес факел на стадион, а олимпийскую чашу поджег олимпийский чемпион 1972 года Сергей Белов.

Подготовил: Сергей Коваль

«МК» выяснил, как будет выглядеть факел на Играх в Сочи

Создание факела для каждых Олимпийских игр, где бы они ни проводились, всегда окутано атмосферой тайны. Вплоть до последнего момента страна — хозяйка очередной Олимпиады держит в строжайшем секрете, что будет представлять собой один из ее главных символов. Корреспонденту «МК» удалось приоткрыть тайну и выяснить, что происходит на закрытом оборонном заводе в Красноярске, где сейчас за семью печатями разрабатывается новый факел для предстоящих зимних Игр в Сочи. За несколько месяцев до официальной презентации мы не только выяснили, каким будет новый олимпийский символ, но и сравнили его с факелом московской Олимпиады-80, признанным одним из лучших факелов за всю историю Игр.

Так выглядел факел Олимпиады-80.

Москва. Олимпиада-1980

Разработку факела к московской Олимпиаде-80 в далеком 1978 году поручили ленинградскому заводу имени Климова, занимающемуся главным образом созданием и обслуживанием авиационных, танковых и морских газотурбинных двигателей. За исполнение задания взялась группа инженеров во главе с Борисом Тучиным. Отыскать ее участников 34 года спустя оказалось задачей не из легких. До сегодняшнего дня на заводе трудятся двое членов той команды: инженеры Евгений Сур и Виктор Егоров.

— Когда мы получили техническое задание, стало ясно, что для создания факела потребуется привлечь все ресурсы завода, — рассказывает Евгений Сур. — Расстояние от Олимпии до Москвы — 5300 километров, и на каждый из них требовалось отдельное изделие; всего же нам заказали 6200 штук, так сказать, с запасом. К этим олимпийским символам выдвигался целый ряд жестких требований: огонь должен был гореть 8-10 минут при высоте пламени от 300 до 500 мм — иначе он мог или потухнуть, или обжечь спортсмена. Кроме того, пламя должно было стойко переносить все превратности погоды, не гаснуть под дождем и ветром. Для удобства факелоносцев вес изделия не мог превышать один килограмм, а его длина могла колебаться от 500 до 650 мм. Показать организаторам и зажечь первый образец отечественного олимпийского факела планировалось уже в декабре 1978 года — времени было очень мало.

Первоначально предполагалось, что изготавливаться разработанные в СССР факелы с марта 1979 года будут в Японии, которой в то время было по силам быстро освоить практически любое производство. Непатриотично? Пожалуй. Но нужно учесть, что советские заводы не были ориентированы на изготовление таких специфических изделий, и для того, чтобы поставить их «на поток», потребовалось бы много времени. Однако в спорт внезапно вмешалась политика. СССР ввел войска в Афганистан, и целый ряд стран решил проигнорировать московскую Олимпиаду 1980 года. Среди них была и Япония, которая, разумеется, отказалась от своих обязательств по производству факелов, даже несмотря на то, что ей пришлось выплатить крупную неустойку советской стороне. В результате на плечи сотрудников завода имени Климова лег весь производственный цикл изготовления символов предстоящей Олимпиады.

Трудностей хватало с избытком. Например, неожиданное требование выдвинули родоначальники олимпийского движения. Греческая сторона захотела, чтобы огонь в факеле непременно имел аромат… оливкового масла. Что делать? Пришлось вмонтировать в изделия небольшие сосуды с маслом, которые при горении пламени давали ему нужный аромат. Гораздо сложнее оказалось сделать так, чтобы в факелах горело пламя — первые поставки на завод пропана и бутана, которые предполагалось использовать в качестве топлива, показали, что качество газов очень низкое: в них содержалось множество примесей, которые забивали газоотводные тракты в факелах и не давали огню гореть. В конце концов поставщик представил заводу очищенный и кондиционный газ. Кроме того, на заводе практически с нуля организовали производство баллончиков, в которые помещался газ для факелов; материалом для них послужил капрон — разновидность синтетического волокна, — обладающий очень маленьким весом. Корпус изделий изготавливался из алюминия, который также весил немного. Единственным «тяжелым» элементом в их конструкции была сама горелка, которая непосредственно контактировала с огнем, — ее изготавливали из стали.

Из-за большого объема работы вскоре после начала производства подключились еще два завода, расположенных в Ленинграде: «Северный», где изготавливались корпуса для факелов, и завод электроавтоматики, где производились рукоятки. На всех трех предприятиях сотрудники трудились по вечерам, ночами и практически без выходных. Когда первые образцы изделий были готовы, начались долгие испытания. Сначала символ поместили под настоящий ветродуй со скоростью до 25 м/c — пламя под ним не погасло. Испытание водой отечественные факелы прошли под Харьковом — пламя исправно горело под проливным дождем. Кстати, во время олимпийской эстафеты факел попал-таки под дождь. Девушка, которой достался этот участок пути, очень боялась, что символ Олимпиады погаснет прямо в ее руках. Она даже попыталась залезть в микроавтобус, где находилась группа сопровождения, чтобы сохранить огонь, однако ее успокоили и она побежала дальше, пламя не погасло.

— Что касается дизайна факелов к Олимпиаде-80, то на конкурсе со своими эскизами присутствовали даже студенты училища имени Мухиной, вариантов оформления там было представлено множество, — продолжает Евгений Сур. — Однако выиграл конкурс наш заводской художник Борис Рогачев. Мария Москолиу, жрица олимпийского огня с 1964 года, позже признала наш факел самым удобным и изящным в ее коллекции.

Греческая театральная актриса Мария Москолиу была звездой у себя на родине, завоевав симпатии зрителей не только превосходной игрой, но и потрясающей красотой, которую она смогла сохранить до весьма преклонных лет. Она 9 раз назначалась жрицей олимпийского огня. В ее почетные обязанности входило поджигание самого первого факела в эстафете, так что огонь практически из ее рук начинал долгое путешествие на очередную Олимпиаду. Сам процесс поджигания был весьма любопытен: в греческом городе Олимпия в торжественной обстановке в огромную линзу собирался пучок солнечных лучей, от которых и загоралось олимпийское пламя. Олимпийские игры 1980 года в Москве стали последними в качестве жрицы для Марии Москолиу: сразу после Олимпиады она начала свою карьеру в Международном олимпийском комитете (МОК), где занялась куда более прозаичными организационными вопросами.

Сочи. Олимпиада-2014

Сегодня точно известно, что изготовлением новых олимпийских факелов для Игр в Сочи займется Красноярский машиностроительный завод, чей основной профиль работы — оборонная и космическая промышленность; в частности, на заводе изготавливаются баллистические ракеты для подводных лодок и элементы ракет-носителей «Зенит» и «Протон». Такой необычной продукцией, как олимпийские факелы, на заводе занимается небольшая экспериментальная лаборатория, в которой трудятся всего шесть человек. На данный момент новый факел находится на стадии разработки, ни одного готового образца на Красмаше еще не выпустили.

Эскиз факела Олимпиады-14.

Источник «МК» на заводе описал устройство нового олимпийского символа. Он будет состоять из восьми деталей, последовательно вставляемых одна в другую и склеиваемых между собой. В некоторых деталях используют сверхлегкий титан толщиной всего лишь 0,2 мм — это неудивительно, учитывая, что Красмаш занимается космическими технологиями. Другие детали изготовят из поликарбоната (прозрачного пластика), окрашенного изнутри. Система газоподачи, вероятнее всего, будет изготовлена из стали и станет самым тяжелым элементом конструкции. Вместо капрона баллончик, возможно, изготовят из алюминия или другого легкого металла. Все элементы крепежа, по замыслу инженеров, должны быть невидимыми, чтобы факел казался единым целым. Весить новый символ Олимпиады будет 1200 граммов — на 200 граммов больше факела московской Олимпиады-80.

Евгений Сур считает, что главным испытанием для нового факела станут природные условия Сочи:

— Все изменения в новом изделии вызваны особенностями горного климата Сочи и времени года, когда пройдет Олимпиада. Факел должен гореть в разреженном горном воздухе, где давление меньше, а пламени необходимо выдерживать порывы ветра, которые в Сочи, учитывая местный климат, будут значительно сильнее, чем в Москве.


Новый факел пока существует только в виде макета.

Олимпийский огонь для Игр в Сочи традиционно зажгут в древней Олимпии, откуда его доставят в Москву 7 октября 2013 года. На следующий день из столицы стартует олимпийская эстафета, общая протяженность которой составит более 65 тысяч километров; ее маршрут пройдет через такие места России, как Ясная Поляна, часть Куршской косы, Авачинский вулкан, музей-заповедник Кижи. Новый, 2014 год олимпийский огонь встретит в Казани. Факел пронесут через 2,9 тысячи населенных пунктов всех регионов страны в течение 123 дней, он будет путешествовать на автомобилях, поездах, самолетах, русской тройке и оленях. Нести олимпийский факел будут 14 тысяч факелоносцев, и каждому из них потребуется свой собственный экземпляр. Таким образом, количество факелов для Олимпиады в Сочи превысит 6200 штук, изготовленных для Олимпиады 1980 года в Москве, более чем в два раза.

По давней олимпийской традиции после каждой передачи огня один спортсмен продолжает бежать дальше с горящим олимпийским факелом, а другой бегун, передавший пламя, сходит с дистанции. На факеле, оставшемся у него в руках, есть специальный переключатель, управляющий подачей газа. Таким образом, передав пламя другому участнику эстафеты, бегун просто перекрывает газ в факеле, после чего пламя гаснет. А сам факел остается у спортсмена в качестве трофея на память о его участии в Олимпиаде. С подачей газа у нового олимпийского факела, разрабатывающегося на Красмаше, будут особые отношения: зажечь его дважды будет невозможно. Зато он будет многоразовым — как только пламя в факеле погаснет, его можно будет переломить пополам, извлечь старый газовый баллончик и вставить новый, как это делается, к примеру, в пневматическом оружии.

А впервые увидеть новый олимпийский факел жители России смогут уже этой зимой, когда состоится его официальная презентация.

В греческой Олимпии, где некогда проводились Олимпийские игры древности, зажжен огонь XXII зимней Олимпиады, которая пройдет в Сочи в 2014 г. Торжественная церемония прошла на месте античного стадиона. Олимпийский огонь был зажжен с помощью сфокусированных параболическим зеркалом солнечных лучей (это символизировало получение олимпийского огня от греческого бога солнца Аполлона).


О нынешней церемонии подробно напишут все главные СМИ, мы же вспомним другую олимпиаду, олимпиаду 1980 года.

К долгожданной олимпиаде 1980 года страна готовилась долго и тщательно. Не был забыт и вопрос олимпийского огня. Начиная с 1928 г. (первая Олимпиада в Амстердаме) священный огонь неизменно совершает долгий путь из Греции в страну-хозяйку Олимпиады в руках бегунов-факелоносцев.

Создание факелов было поручено ленинградскому заводу им. Климова, который специализировался в области создания и обслуживания авиационных, танковых и морских газотурбинных двигателей. Расстояние от Олимпии до Москвы составляет 5300 км и на каждый километр требовался отдельный факел — для каждого бегуна, однако заказано было на тысячу факелов больше — что называется, «на всякий случай». Техническое задание оказалось очень сложным и сопровождалось целым рядом жестких ограничений: вес изделия не должен был превышать одного килограмма (ведь бегунам предстояло нести его на вытянутой руке), высота пламени должна была быть не менее 300 и более 500 мм (чтобы не гаснуть и не обжигать спортсмена), срок горения — в пределах 8-10 мин. Кроме того, пламя не должно было гаснуть под ветром и дождем.

Изготовленные образцы факелов прошли суровые испытания: сначала — под настоящим ветродуем со скоростью 25 м/с, затем — под проливным дождем. Пламя не погасло! Так же тщательно проверяли все остальные технические характеристики будущих факелов — от качества помещенного внутрь баллончика с газом до удобства рукоятки.

Эстафета огня из Олимпии в Москву продолжалась 30 дней, а маршрут проходил по территории 4 стран: Греции, Болгарии, Румынии и СССР. Он был разделен на участки по 1000 м, поэтому факел передали из рук в руки 5 тысяч раз.

Свой участок бегун преодолевал в среднем за 4-5 минут (тогда как запас «горения» составлял 8-10 мин), а на границе участка его уже ждал следующий спортсмен со своим факелом. При передаче огня факелы двух участников соприкасались, огонь перекидывался на следующий факел с заранее включенной подачей газа — и эстафета продолжалась. Она проводилась только в дневное время, а ночью олимпийский символ горел в специальных церемониальных чашах, установленных в городах по пути его следования.

Однако долгое путешествие олимпийского огня, полное всевозможных неожиданностей и накладок, потребовало проведения целого комплекса дополнительных мероприятий. Многие автомобилестроительные предприятия бывшего СССР разработали и построили для Московской олимпиады необычные транспортные средства, целью которых было участие в обширных организационных мероприятиях.

Однако особая честь выпала РАФу, и созданные им уникальные микроавтобусы участвовали в играх в качестве судейских машин, автомобилей технической поддержки велогонок и лабораторий медицинского обследования спортсменов. Полноправным участником олимпиады стал и главный герой нашего рассказа — уникальный олимпийский микроавтобус РАФ-2907, автомобиль-хранитель олимпийского огня.

Всего было изготовлено 5 таких автомобилей, но непосредственно за спортсменами постоянно двигались две машины. Ритуал сопровождения был построен следующим образом: машины сопровождения на низкой скорости двигались рядом со спортсменами-бегунами, которые несли факел с олимпийским огнем, постоянно сменяя друг друга. Уже поэтому РАФ-2907 конструктивно отличался от серийного «рафика»: его двигатель имел радиатор большего объема, нежели стандартный, а также специальный электрический вентилятор системы охлаждения. Это было необходимо для того, чтобы двигатель не перегревался из-за постоянного движения на низкой скорости.

Впрочем, конструктивные особенности олимпийского «рафика» этим не исчерпывались. В задней части кузова был оборудован специальный отсек для хранения олимпийских факелов, благодаря которому РАФ-2907 и получил почетное звание хранителя олимпийского огня. Отсек был изолирован и оснащен принудительной вентиляцией, а доступ к факелам был возможен как из салона, так и через заднюю подъемную дверь.

В отсеке постоянно горели 3 «лампы» — специально сконструированные портативные горелки, позволявшие мгновенно зажечь резервный факел в случае любых форс-мажорных обстоятельств. Еще три горелки находились в резерве. Кроме того, в факельном отсеке были установлены газовые баллоны, питавшие запасной огонь, и средства пожаротушения.

В салоне были установлены два дивана, стол с поворотным креслом, небольшой гардероб, холодильник и кондиционер. Были предусмотрены места для сменного водителя и наблюдателя за огнем. Две машины сопровождения олимпийского огня РАФ-2907 следовали до границы СССР, а позднее автомобили от Москвы разбежались в разные стороны — к Киеву, Минску и Таллину, то есть городам, где проходили олимпийские состязания.

Сейчас автобус-хранитель олимпийского огня можно увидеть в экспозиции Рижского Моторного музея.